Тормозные колодки когда надо менять: Когда надо менять тормозные колодки. Как определить износ тормозных колодок?

Когда надо менять тормозные колодки. Как определить износ тормозных колодок?

Эффективность работы тормозной системы во многом зависит от технического состояния колодок – элементов, прижимаемых к диску или барабану колеса при нажатии на педаль. Они оснащены накладками, которые постепенно истираются и в какой-то момент приходят в негодность. Реальный срок «жизни» деталей может быть разным и зависит от многих факторов. Поэтому каждый автомобилист должен следить за тормозными механизмами колес и четко определять, когда менять колодки. Чтобы контролировать износ накладок, не обязательно ездить на СТО, проверку можно выполнить самостоятельно.



Рекомендации производителей


Тормозная колодка представляет собой основание из толстого металла с прикрепленной к нему накладкой, сделанной из фрикционного материала. Составляющими в нем выступают каучук, графит и минеральные волокна, скрепленные технологическими смолами. Как часто менять эти важные для безопасной езды детали, указано в инструкции по эксплуатации авто. Обычно производители легковых машин рекомендуют соблюдать между заменами следующие интервалы:


  • на автомобилях постсоветских стран предусматривается установка новых деталей через 10-15 тыс. км пробега;
  • на иномарках, чьи запчасти традиционно качественнее, интервал составляет от 15 до 25 тыс. км;
  • отдельная категория – мощные спорткары, где замена производится каждые 5-10 тыс. км.

Практика показывает, что передние тормозные колодки испытывают большую нагрузку, нежели задние, оттого изнашиваются быстрее.


Российским автолюбителям не стоит целиком полагаться на рекомендации в техническом паспорте, поскольку на износ накладок влияет множество факторов:


  1. Чем агрессивнее стиль езды, тем быстрее истираются рабочие поверхности, ведь на 1 км пути вы используете тормоза вдвое чаще среднестатистического водителя.
  2. Условия эксплуатации машины. Если вы постоянно двигаетесь по грунтовым и плохим дорогам, то износ ускоряется из-за попадания грязи на тормозные диски и барабаны.
  3. Качество материала, из которого выполнена деталь.
  4. Техническое состояние тормозных барабанов и дисков. Когда на поверхностях этих элементов появляется выработка в виде канавок, то и накладки истираются гораздо быстрее.
  5. Постоянная перевозка грузов.

Отсюда возникает вопрос, сколько ходят колодки системы тормозов в реальной жизни. Диапазон пробега довольно широк – от 5 до 45 тыс. км в зависимости от марки авто и степени воздействия указанных факторов. Вот почему важно самостоятельно отслеживать состояние накладок.


Симптомы износа деталей


В процессе езды отмечается несколько признаков, по которым можно сориентироваться, когда пора менять колодки передних либо задних тормозов, а то и все вместе. Симптомы такие:


  • металлический скрежет при нажатии на педаль говорит о полном износе накладок;
  • увеличенный ход педали тормоза, ее вибрация в нажатом состоянии;
  • при торможении появляется ощущение, что переднюю либо заднюю часть автомобиля уводит в сторону, а на скользкой дороге машина легко уходит в занос;
  • не действует исправный ручной тормоз;
  • для остановки необходимо прикладывать больше усилия на педаль.

Если при торможении со стороны колес слышится металлический скрежет и писк, то вопрос, через сколько менять негодные детали, уже не стоит. Замену необходимо сделать в срочном порядке, поскольку фрикционных накладок уже не осталось и стальное основание трется о рабочую поверхность диска.



Никогда не доводите тормоза до состояния полного износа, иначе вместе с колодками придется заменить диски, что существенно дороже.


Обнаружив один или несколько симптомов, указывающих на проблемы с колесными механизмами тормозов, проверьте состояние накладок. Рекомендации по выполнению диагностики следующие:


  1. Если на автомобиле установлены легкосплавные колесные диски с большими отверстиями, то для обследования передних суппортов ничего разбирать не придется. При необходимости поднимите машину домкратом, чтобы выставить проем диска напротив механизма тормозов.
  2. Колеса со стальными дисками нужно снимать. Осмотрите передние тормозные колодки и оцените толщину накладок. Если она составляет меньше 3 мм, детали следует заменить немедленно. С толщиной 3-5 мм можно проехать еще 1-2 тыс. км, не более.
  3. Задние тормоза бывают дисковые и барабанные. Первые обследуются аналогично передним, а вторые придется разобрать. Снимите колесо и отпустите «ручник», затем открутите барабан и аккуратно сбейте его со ступицы. В отличие от передних колодок, задние надо менять при толщине 1,5-2 мм.

Когда в результате диагностики обнаружен износ элементов, близкий к максимальному, но замена откладывается по различным причинам, ездите аккуратно и без спешки. Случается, что изношенная накладка при резком нажатии на педаль отрывается целиком.


Проводя диагностику, обратите внимание на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 мм и больше (определяется по глубине канавки штангенциркулем), то деталь подлежит замене.



Другие причины замены колодок


Помимо ситуации с критическим износом, менять тормозные колодки необходимо в таких случаях:


  • толщина фрикционного материала составляет больше 5 мм, но сама накладка начала отслаиваться от стального основания;
  • на поверхности возникли трещины и сколы, материал начал крошиться;
  • на деталях обнаружены пятна масла либо тормозной жидкости, снижающей фрикционные свойства;
  • когда произведена замена тормозного барабана или диска.

Еще одна причина замены связана с обилием низкокачественных подделок на рынке автомобильных запчастей. Новые колодки, купленные в ненадежной торговой точке, спустя 1-2 тыс. км начинают ужасно скрипеть либо пищать, хотя до полного истирания рабочей части еще далеко. Виновник — материал детали, чья твердость сравнима с металлом, отчего поверхность «зализывается» и появляется скрип. Если сделанные неизвестно из чего элементы не заменить, то резко увеличится выработка на тормозных дисках.


Многие современные авто оборудованы специальными датчиками, регистрирующими уменьшение толщины фрикционного слоя и подающими сигнал водителю, когда она достигает критического уровня. Это тоже причина, чтобы снять детали с изношенными накладками и поставить новые.


Правда, датчики нередко забиваются грязью, и теряют работоспособность, поэтому хозяину машины не помешает самостоятельно проверять состояние тормозов.


Рекомендации по выбору


Правило первое и очень важное: нельзя менять передние либо задние тормозные колодки поодиночке. Нужно ставить комплект новых элементов на переднюю или заднюю ось, иначе при торможении автомобиль может сильно сносить вбок. Даже когда изношена одна накладка, замене подлежат все четыре. В качестве временного варианта допускается установка 2 новых деталей на одном заднем колесе.


Выбирая в магазине новые колодки, пользуйтесь такими рекомендациями:


  1. Изделия должны соответствовать модели авто и продаваться в качественной упаковке с вложенной инструкцией. Надписи на коробке – четкие и без ошибок, указывающих на китайское происхождение.
  2. Смотрите, чтобы фрикционный материал был одинакового цвета, без инородных вкраплений.
  3. Поверхность, прижимаемая к плоскости диска, должна быть ровной. Допускаются маленькие сколы по краям и углубления, если они занимают не больше 1% от общей площади рабочей плоскости.
  4. Трещины на границе металла и фрикционного материала недопустимы.

В идеале следует покупать оригинальные изделия в заводской упаковке. Это избавит вас от неприятных неожиданностей, внеочередных замен и аварийных ситуаций при эксплуатации авто.


 



Когда нужно менять тормозные колодки и диски

Наиболее уязвимой частью тормозной системы являются тормозные колодки, которые требуют регулярной замены.

Тормозная система

Существует обманчивое мнение, что тормозные колодки нужно менять в какой-то единый установленный период времени, и тогда автомобиль будет «беспроблемно» функционировать и идеально тормозить. Но износ колодок зависит от многих факторов, в частности, от погодных и дорожных условий, индивидуального стиля вождения и т.д. 

Что такое тормозная колодка и зачем она нужна

Тормозная колодка – это стальная пластина, к которой прикреплена особая накладка, состоящая из фрикционных материалов с повышенным коэффициентом трения. Такие материалы предназначены для функционирования в условиях скольжения, трения и т.д. От качества фрикционного материала во многом зависит качество самой колодки. Любой производитель колодок имеет собственный состав фрикционных материалов. В производстве используют каучук, минеральные волокна, смолы и т.д.

Предыдущее фото

Следующее фото

Тормозные колодки постоянно находятся под воздействием различных агрессивных сред. К примеру, при торможении колодки нагреваются до высокой температуры. Если же торможение происходит на мокром асфальте и на них попадает вода, то колодки подвергаются большому перепаду температур. Не нужно лишний раз объяснять, что данный фактор действует губительно на любой материал. На колодках постепенно образуются трещины, они стираются и перестают нормально функционировать.

Сроки замены тормозных колодок

Конечно, периодичность замены колодок во многом зависит от стиля езды, интенсивности торможения и т.д. Тем не менее, существуют некоторые усредненные данные.На отечественных авто колодки рекомендуется менять каждые 10-15 тысяч км, на иномарках – каждые 15-20 тысяч км. В то же время на спортивных машинах колодки «живут» около 5 тысяч км.

Передние тормозные колодки берут на себя основную нагрузку, соответственно, изнашиваются быстрее задних. Их приходится менять раза в три чаще.

Существует разница и между колодками дисковых и барабанных тормозов: для дисковых тормозов пробег составляет в среднем 10-15 тысяч км, а для барабанных — 100-150 тысяч км.

Тормозные колодки барабанные

Как определить степень износа колодок

Одним из признаков того, что колодки изношены, является характерный писк при торможении. Этот звук начинает издавать датчик износа. Он представляет собой специальную пластину. Когда фрикционный материал колодок стерт, пластина начинает касаться диска и датчик срабатывает.

Существует и другая разновидность датчиков. На некоторых автомобилях датчиком износа является металлический контакт, который вставлен вглубь тормозной колодки. При износе колодки контакт соприкасается с диском, выводя на панель световой сигнал.

Если датчика износа нет, то необходимость замены возникает, когда толщина фрикционного материала колодок достигает 1-1,5 мм (без учета толщины металлической основы).

Иногда случается, что колодка изнашивается неравномерно. Или бывает, что на одной колодке канавки полностью стерты, а на другой нет. Как правило, это говорит о неправильной работе суппорта. В таком случае одновременно с заменой колодок, необходимо ремонтировать суппорт.

Еще одним показателем износа колодок является уровень тормозной жидкости. Когда колодки стерты, поршни тормозного суппорта выдвигаются по направлению к диску. А значит, расход жидкости увеличивается.

Также на износ колодок косвенно могут указывать следующие факторы: снижение эффективности торможения (особенно при экстренном торможении), увеличение хода тормозной педали и т.д.

Также о замени колодок говорят трещины и различные повреждения на них.

Какие колодки покупать?

Некоторые автолюбители, желая сэкономить, идут на поводу у продавцов авторынка, которые советуют приобрести хоть и неоригинальные колодки, но «вполне подходящие для данного авто». Такие колодки лучше не покупать. Колодки непосредственно взаимодействуют с тормозными дисками. Материал дисков и колодок должен быть совместим. В противном случае не будет самого эффекта торможения, а в дополнение к этому из-за несовместимости материалов при торможении будет раздаваться постоянный скрежет и свист.

В добавок ко всему, неоригинальные колодки способны погнуть тормозные диски, так что придется делать основательный ремонт.

Как определить износ тормозных дисков?

Тормозные диски изнашиваются медленнее колодок. Как правило, замена дисков совпадает со второй сменой колодок.

Тормозной диск

На износ тормозных дисков указывают следующие факторы: толщина диска менее 11 мм и потертости на поверхности диска. Именно из-за этих потертостей снижается эффективность торможения, а тормозные колодки изнашиваются значительно быстрее. Также при износе дисков ощущается шум и биение, а при нажатии на педаль происходит блокировка тормозов.

Колодки разных производителей (одни мягче, другие жестче) вызывают различный износ тормозных дисков.  Это объясняется составом смеси, из которой изготовлены колодки.

Определить степень износа дисков можно при помощи штангенциркуля. Полученный результат нужно сверить с допустимыми данными для конкретной модели. Они указаны в руководстве по эксплуатации авто.

Эффективность тормозной системы напрямую зависит от состояния тормозных колодок и дисков. Установленного времени их замены не существует. Необходимо отслеживать состояние дисков и колодок. Ведь менять их слишком рано — нецелесообразно, а опоздать с заменой – чревато отрицательными последствиями (например, поломкой суппорта). Поэтому периодически нужно осматривать тормозные колодки и диски, чтобы выяснить не появилось ли трещин и других повреждений. Также нужно прислушиваться к звукам, которые издают колодки при торможении. 

Тормозной диск с колодками.

Как часто нужно менять тормозные колодки?

Определение частоты замены тормозных колодок не является сложной задачей. Ваши уши дадут ответ, если вы будете слушать.

: К Куинн Феррис/Shutterstock

Как часто следует менять тормозные колодки? Ответ зависит от уникального сочетания вашего автомобиля и типичной местности, а также привычек тех, кто часто на нем ездит. Читай дальше, чтобы узнать больше.

Когда следует менять тормозные колодки?

Любой механик скажет вам, что пора менять тормозные колодки, когда толщина накладки находится в диапазоне от 3 до 4 мм.

Для контекста знайте, что стандартная толщина новых тормозных колодок составляет 12 мм. Первая половина срока службы тормозных колодок обычно беззаботна. Однако, поскольку он изнашивается более чем на 6 мм, прислушайтесь к знаку того, что пора. Тормозные колодки имеют металлический заусенец, который контактирует с ротором на расстоянии 3 мм, вызывая визг, сигнализирующий о необходимости обслуживания тормозов. Кроме того, что делать, если вашу машину трясет при торможении.

Не игнорируйте этот визг. Игнорирование этого предупреждения приводит к повреждению роторов, сначала к задирам, затем к перегреву и, возможно, даже к их деформации, поскольку колодки полностью изнашиваются. В идеале вы поймаете их до того, как услышите предательский визг, так что вы сможете соответственно сэкономить свои роторы и бюджет. Рассмотрим, причины и самодельные исправления дымящихся тормозов.

Как контролировать тормозные колодки

В целом рекомендуется проверять толщину накладок тормозных колодок при каждой замене масла. Большинство мастерских, которые делают тормоза, автоматически проверяют их для вас, когда вы меняете масло, поскольку они хотят продавать дополнительные услуги. Вы также можете проверить их самостоятельно. Опустившись в диапазон от 3 до 4 мм, этот визг уже не за горами. Идите вперед и запланируйте некоторое время, чтобы заменить их, или замените их самостоятельно.

Один пример из жизни: Керамические тормозные накладки на моем внедорожнике были измерены после 11 месяцев использования (примерно 23 000 миль в год) и показали, что осталось 7 мм. Хотя это все еще считается «хорошим» диапазоном (первые 6 мм износа), я буду более внимательно следить за этими колодками в будущем, когда они пройдут последнюю половину срока службы.

Как долго изнашиваются тормозные колодки?

Это зависит от нескольких факторов: вашего стиля вождения и материала, из которого изготовлена ​​накладка тормозной колодки.

Превышение скорости, торможение в последнюю секунду и километры, пройденные как по городу, так и в пробках (в отличие от миль по шоссе), — все это влияет на скорость износа тормозных колодок. Кроме того, вождение в гористой местности, где необходимо постоянное торможение на спуске, также увеличивает износ ваших старых тормозных колодок.

Мягкие материалы тормозных колодок, такие как органика, быстрее изнашиваются и чаще требуют замены. Металлические диски имеют тенденцию к более сильному износу роторов. Керамика сочетает в себе лучшие аспекты двух материалов, но стоит дороже. Учтите, что это хорошая информация, которая не поможет вам, когда ваши колодки изношены, но может помочь узнать о стоимости замены тормозов и выборе правильного типа.

Связанный материал: Глазурованные тормозные колодки небезопасны

Поврежденные в результате перегрева глазированные тормозные колодки обеспечивают небольшое трение для остановки тормозных дисков и стали опасными. Это может произойти, если вы быстро тормозите в экстренной ситуации или едете на тормозах в течение длительного периода времени. У них будет гладкая на ощупь поверхность, которая может быть блестящей или кристаллизованной. Вы также можете заметить, что тормозной путь автомобиля увеличился, часто значительно. Независимо от их толщины, если ваши тормозные колодки застеклены, замените их как можно скорее.

Популярные видео

Когда менять тормозные колодки

Прежде всего, помните следующее: слишком долго ждать замены тормозных колодок опасно. По мере многократного применения тормозов на протяжении тысяч миль тормозные колодки постепенно изнашиваются, что снижает их способность останавливать автомобиль. Но как узнать, что пора менять тормозные колодки?

К счастью, нетрудно определить, когда ваш автомобиль готов к работе с тормозами. Дисковые тормоза обычно включают в себя часть, называемую 9.0045 Индикатор износа . Индикатор износа представляет собой небольшой кусочек металла, прикрепленный к тормозной колодке, который контактирует с тормозным диском, когда материал колодки изношен до определенного уровня. Когда индикатор износа трется о ротор, он издает визжащий звук при нажатии на тормоз. Этот шум является сигналом, говорящим о том, что пора проверить тормоза.

Реклама

Другими словами, шумные тормоза — это не то, с чем можно возиться. Если вы слышите этот звук, когда нажимаете на тормоза в своем автомобиле, как можно скорее проверьте их.

Если вы ремонтируете тормоза самостоятельно, обратите внимание и на другие признаки. Если тормозная колодка сильно изношена, на тормозном диске могут остаться глубокие круглые следы и канавки. Эти отметки, называемые зарубками, очень похожи на канавки на пластинке и являются признаком того, что тормозные колодки необходимо заменить. Если задиры на роторе особенно глубоки из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, возможно, потребуется заменить сам ротор на новый. Если канавки не слишком глубоко проникают в поверхность ротора, вы можете их обточить (или обработать), чтобы придать ротору новую гладкую поверхность. Как правило, замена комплекта роторов обходится дешевле, чем замена комплекта роторов.

Пока вы смотрите на колодки, не лишним будет осмотреть тормозные магистрали на наличие трещин и отверстий. Если есть неисправность (или утечка) в любой из тормозных магистралей, вы можете столкнуться с потерей давления, и ваши тормоза не будут работать должным образом — они могут даже полностью выйти из строя. Не забудьте также обратить внимание на фурнитуру. Тормоза должны быть загерметизированы на этом конце системы, поэтому вы не должны видеть ни капли тормозной жидкости рядом с колесом. Если вы обнаружите утечку, попытайтесь найти источник. В зависимости от ваших способностей, вы можете устранить утечку самостоятельно или доверить ее профессионалу. В любом случае отремонтируйте его как можно скорее. Даже небольшая утечка в гидравлической тормозной системе может быть очень опасной.

Ваши тормозные колодки должны прослужить десятки тысяч миль, но это зависит от конкретного автомобиля, на котором вы ездите, и от ваших привычек вождения. Чем чаще вы пользуетесь тормозами, тем короче срок службы тормозных колодок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *