Производство масла моторного в россии: Российские моторные масла: производители, характеристики

Как в России создают моторное масло на экспорт

29 декабря 2020, 09:22

Партнерский материал

Разработка рецептур новых смазочных материалов идет параллельно с развитием техники и автопрома. Благодаря применению наукоемких технологических решений современные моторные масла уже невозможно назвать просто горюче-смазочными материалами. Сегодня это сложнейшие высокотехнологичные продукты, которые совмещают в себе уникальные комбинации свойств для эффективной работы техники в разных условиях.

Перед выводом на рынок производители проводят многочисленные испытания и проверки характеристик масел в специальных центрах и лабораториях. Более того, они обязательны, если компания хочет вывести свой продукт на международный уровень.

Новая география

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Продукция «Газпромнефть — смазочные материалы» («Газпромнефть-СМ») востребована почти в 90 странах мира, и экспортные направления постоянно развиваются. Популярность продуктов компании за рубежом в последние годы заметно выросла. Потребители отмечают качество российских масел и их конкурентную стоимость.

Сегодня масла производства «Газпромнефть-СМ» используются в работе более чем двух тысяч предприятий в мире. Среди них крупнейшая железнодорожная компания Швеции Green Cargo («Грин Карго») и большие горнодобывающие компании Opsicol Mining Services (Pty) LTD и Zolimax (Pty) LTD в ЮАР.

В этом году за развитие экспорта высокотехнологичной продукции компания была отмечена Российским экспортным центром премией «Экспортер года».

Одобрено испытаниями

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

«У нас постоянно растет число наименований продукции и одновременно уровень ее сложности, поэтому компания активно развивает собственные компетенции по разработке и тестированию рецептур», — отмечает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан. Сейчас работа над одним новым продуктом занимает в среднем от полугода до двух лет в зависимости от его сложности и наукоемкости.

Выпуск нового масла предусматривает масштабный R&D (research & development) в несколько этапов. Сначала изучаются запросы потребителей и требования производителей техники, в том числе характеристики оборудования, появление которого еще только планируется. Затем специалисты в лаборатории создают первую версию рецептуры — прототип. Следующий, самый длительный этап — его тестирование. В ходе испытаний рецептуры при необходимости дорабатываются.

«Например, три года назад мы начали разработку популярной сейчас линейки синтетических моторных масел G-Energy Synthetic. Сначала была проведена масштабная программа лабораторно-стендовых испытаний прототипа по 30–40 показателям. Испытания подтвердили соответствие наших продуктов требованиям отраслевых спецификаций. На следующем этапе для верификации результатов на реальных двигателях мы прошли еще более десяти моторно-стендовых испытаний в независимых аккредитованных лабораториях Германии и США. Каждый образец тестировался на полноразмерных двигателях. Там оценивались характеристики масла, например противоизносные свойства, уровень высокотемпературных отложений, топливная экономичность, — все, за что потом автолюбители выбирают тот или иной продукт. А уже на финальном этапе были выполнены специфические тесты для получения официальных одобрений от автопроизводителей», — рассказывает Николай Дорошенко, начальник управления продуктового менеджмента и разработки продукции «Газпромнефть-СМ».

Одобрение производителя техники — это дополнительное преимущество масла как знак качества от автопроизводителя, который говорит о том, что продукт подходит именно вашему автомобилю и его разрешено использовать, даже если машина еще на гарантии.

«Когда мы запускали линейку масел G-Energy Synthetic, на отдельные ее продукты у нас уже было получено официальное одобрение Mercedes-Benz, затем — лицензия API (Американский институт нефти), а в скором времени мы ожидаем получения одобрения еще от двух лидеров автопрома», — говорит Николай Дорошенко.

Сейчас только в одной линейке G-Energy Synthetic девять современных, полностью синтетических моторных масел для разных автомобилей — от подержанных до самых новых. Это высокотехнологичные продукты для защиты двигателей при активной езде или для работы при больших перепадах температур, для машин с сажевыми фильтрами, для продления срока эксплуатации подержанных авто, а также масла, созданные специально под двигатели европейских, японских и корейских автомобилей.

Всего на сегодняшний день «Газпромнефть-СМ» выпускает более 120 наименований синтетических продуктов под брендами Gazpromneft и
G-Energy.

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Искусственный интеллект в помощь

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Приоритетным шагом в развитии компетенций R&D для компании на 2021 год является открытие собственного научно-исследовательского центра (НИЦ).

«НИЦ будет располагаться на Московском заводе смазочных материалов во Фрязине. На сегодняшний день мы уже закончили строительство и приступили к оснащению центра. С его открытием «Газпромнефть-СМ» станет первой в России компанией, способной самостоятельно проводить фундаментальные исследования в области трибологии — науки, изучающей процессы трения, изнашивания и смазки», — рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан.

Одним из первых в НИЦ поступил вибрационный трибометр SRV, на сегодняшний день единственный в своем роде в России.

«Принцип испытания основан на том, что прижатые друг к другу поверхности движутся с определенной частотой, вызывая при этом трение в точке контакта. В процессе мы изучаем поведение смазочного материала при различных нагрузках и видах движения. Прибор с высокой точностью измеряет трение и показатели износа для различных типов современных материалов, даже таких, как пластик и керамика. Например, можно смоделировать условия трения в паре поршневое кольцо — стенка цилиндра. Эти испытания особенно важны для масел с топливной экономичностью и такими свойствами, как мощная защита от износа, хорошая смазывающая способность в зоне смешанного трения, низкий коэффициент трения в области граничного трения», — поясняет Николай Дорошенко.

Требования по использованию трибометра прописаны в спецификациях мировых лидеров автопрома. Раньше подобную работу приходилось заказывать за рубежом, в ближайшее время «Газпромнефть-СМ» начнет самостоятельно проводить квалификационные испытания рецептур еще до проведения моторных и полевых тестов.

В компании считают, что открытие собственного научно-исследовательского центра в 2021 году позволит сократить срок разработки вдвое.

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Для разработки новых масел «Газпромнефть-СМ» планирует использовать технологии искусственного интеллекта. Компания уже тестирует цифровой сервис, который будет работать на данных, накопленных за 10 лет с применением алгоритмов машинного обучения. Сервис будет прогнозировать основные физико-химические параметры новых рецептур масел до их испытания в лаборатории. Это втрое сократит количество промежуточных образцов.

Планируется, что цифровой продукт будет запущен в эксплуатацию уже к середине 2021 года.

Уникальные технологии производства

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Срок вывода продукта на рынок стремительно сокращается. Понимая это, наиболее эффективные компании инвестируют в развитие своих технологических возможностей.

За последние годы заводы «Газпромнефть-СМ» стали одними из самых современных в отрасли.

На Московском заводе смазочных материалов в наукограде Фрязино запустили уникальную для российской отрасли систему смешения моторных масел. Процесс введения присадок, который раньше специалисты скрупулезно проводили в ручном режиме, сегодня выполняет автоматический комплекс смешения масел. Он способен одновременно блендировать до семи компонентов масел прямо в потоке трубопровода.

Система отслеживает соответствие компонентов рецептуре, обеспечивает точность их подачи и собирает информацию об остатках сырья на складах. Все данные в онлайн-режиме выводятся на монитор оператора. Специалисты контролируют все процессы и текущее состояние оборудования с пульта управления.

За счет внедрения системы завод увеличил производительность по блендингу сложных продуктов на 50%.

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

Проверено тайными покупателями

© Пресс-служба «Газпромнефть-СМ»

С 2016 года «Газпромнефть-СМ» входит в Европейскую ассоциацию производителей смазочных материалов (ATIEL). «Мы активно работаем в комитете ATIEL по мониторингу качества продукции на рынке. Ежегодно в мире и, конечно, в России, анонимно отбираются образцы продукции и тестируются в независимых испытательных центрах. Масло проверяют на соответствие ключевым характеристикам и даже корректности указанной на этикетке информации», — рассказывает Николай Дорошенко.

Компания дополнительно проводит мониторинг характеристик в процессе эксплуатации смазочных материалов у потребителей, например, в крупных парках техники. Для этого в России и за рубежом работает сеть технических комплексов, которые исследуют пробы работающего масла прямо в месте работы техники. Любой автовладелец также может написать запрос в адрес компании на [email protected], и ее эксперты помогут с подбором масла или консультацией.

Востребованность продукции в разных странах по всему миру привела к росту реализации онлайн. «В первом полугодии 2020 года объем реализации масел через цифровые каналы вырос на 86% по сравнению с таким же периодом 2019 года. Наша продукция сейчас представлена в 30 маркетплейсах и интернет-магазинах в разных странах мира. Также мы наблюдали отличный рост спроса на станциях техобслуживания (СТО), которые заранее озаботились развитием системы интернет-заказов на свои услуги», — рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Александр Трухан.

© ТАСС

Справка

«Газпромнефть — смазочные материалы» — дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Создано в ноябре 2007 года. Продукция выпускается на шести производственных площадках в России, Италии и Сербии. Потребителями продукции компании являются крупнейшие промышленные предприятия, ассортимент включает 700 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (более 2800 товарных позиций). Компания также занимается производством и реализацией судовых масел. Продукция компании имеет свыше 400 одобрений и допусков ведущих производителей техники: КАМАЗ, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Renault, General Motors, Cummins, MAN, ZF, Bosch Rexroth и др. 

Как делают российское моторное масло

koketka.by
kalendar-beremennosti.ru

Хочу обстоятельно затронуть вопрос о моторном масле. Удивитесь, но масла, которые продаются в нашей стране под известными мировыми брендами, как правило, сделаны в России. Обусловлено это тем, что большинство мировых производителей построили заводы в России, при этом продукция соответствует всем заявленным характеристикам.

О чем это говорит? Масла, производимые в России и из российского сырья, ни в чем не уступают западным аналогам! Следовательно, абсолютно нет никакого смысла переплачивать за заграничный бренд. А чтобы в этом убедиться лично, я отправился на Новокуйбышевский завод масел и присадок крупнейшей российской нефтекомпании – «Роснефть».

Раньше я бывал в Европе на предприятиях, связанных с производством моторных масел, поэтому могу сравнить применяемые технологии.

Новокуйбышевский завод масел и присадок крупнейшее в России предприятие, на котором производятся все виды моторных масел (синтетические, полусинтетические, минеральные). Образован в 1998 году на базе профильных мощностей Новокуйбышевского НПЗ.

Современные моторные масла получают путем смешения базовых масел с присадками различного функционального назначения. В качестве базовых масел чаще используют нефтяные дистиллятные масла различной вязкости. Сырье поступает с соседнего Новокуйбышевского НПЗ и после селективных процессов становится «базой».

Моторное масло может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя. Для этого свойства масла должны отвечать тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым оно подвергается в двигателях на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей.

Поэтому крайне важно, как проходит технологический процесс. Что касается технологий, все используемые в мире технологии производства моторных масел известны «Роснефти» и освоены ею. Это видно даже любителю.

Более того, с каждым годом растут требования к моторным маслам для современных автомобилей, поэтому производство постоянно модернизируется. В скором времени на заводе планируется начать производство базового масла с более высокими характеристиками, что позволит расширить ассортимент и стать первыми в России, кто начнет производство базовых масел группы II и III по классификации API.

Нефть добывается предприятиями «Роснефти» — главным образом «Самаранефтегазом» в Самарской области. Далее, нефть поступает на «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», где из нее отбирают легкие фракции: бензин, керосин, и т.д. Затем, вступает «в дело» Новокуйбышевский завод масел и присадок, превращая в процессе переработки более тяжелую часть нефти в базовые, а затем – в товарные масла. На предприятии представлен весь классический набор сольвентных процессов производства масел.

Видите на фото большую трубу (высота 47 метров)? Это установка вакуумной трубчатки, где получают различные основы для будущего масла.

Управляют всеми процессами из специальной операторной бункерного типа. Оцените толщину двери-)

Настоящий бункер, толщина стен и перекрытий которого достигает почти метр!

Впрочем, внутри как в хорошем отеле, даже аквариум имеется.

Всеми процессами управляют кликом мышки – производство автоматизировано по последнему слову. .При этом в «окне» операторной – лесной пейзаж.

Десятки видеокамер являются «глазами» оператора.

Огромное внимание уделяется промышленной безопасности. На фото специальная паровая завеса технологической печи.

Для понимания, если совсем кратко, основные этапы производства моторного масла сосредоточены на последовательной очистке от нежелательных компонентов.

После того, как сырье проходит очистку, происходит так называемый процесс приготовления (блендинг).

Опять аналогия с хорошим отелем — это не стойка ресепшена, а так оформлена установка компаундирования, управляющая процессом приготовления товарных масел.

Грубо говоря, установка управляет большим блендером, который перемешивает базовые основы и присадки в определенных соотношениях и при определенных условиях. В результате чего, собственно и получается моторное масло. Автоматика позволяет очень точно дозировать необходимые компоненты. Кстати, на предприятие есть собственное производство присадок, продукция которого используется в рецептурах масел.

Без контроля качественный продукт невозможен, поэтому на заводе есть лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. Компетентность испытательной лаборатории подтверждает ее аккредитация.

В задачи заводской лаборатории входит контроль качества компонентов и продукции на всех стадиях очистки и приготовления масла и точности соблюдения рецептуры при смешивании на финальном этапе.

Для понимания масштабов, в лаборатории масел ежемесячно производится до 40 000 исследований!

После всех проверок, готовое масло поступает в цех фасовки. Каждая канистра проходит несколько этапов проверок: на герметичность, на полноту налива масла и т.д.

Фасовочный цех представляет собой конвейер, на котором трудятся роботы. Ручной труд отсутствует.

Пластиковые канистры производятся тоже на самом заводе. Кстати, одним из крупных партнеров «Роснефти» в качестве потребителя ГСМ, производимых в компании, является «АвтоВАЗ». У крупнейшего производителя и потребитель крупный.

Автоматически наклеивается этикетка.

Робот упаковывает канистры в коробки и отправляет на склад.

Кстати, готовое моторное масло разливается не только в канистры объемом 1, 4 и 20 литров, но и в большие бочки, контейнеры и даже автоцистерны.

Огромный склад готовой продукции, стеллажи которого возвышаются на двадцать пять метров.

Отсюда продукция Роснефти отправляется по всему свету. Треть готовой продукции отгружается на экспорт, в том числе и в «дальнее» зарубежье.

Застал погрузку фуры. Всего, ассортимент продукции НЗМП на сегодня насчитывает более 100 наименований.

Думаю вы сами убедились, что масла компании «Роснефть», при условии правильного подбора масла по маркировке, ни в чем не уступают европейским или американским аналогам.

Достойно похвалы и то, что «Роснефть» одна из немногих продвигает действительно российский продукт, завоевывает с этим продуктом награды в конкурсах и доверие покупателей на дорогах, то есть занимается тем самым импортозамещением, о котором кое-где только рассуждают.

 

/ Текст и фото: Сергей Никитский http://rblogger.ru /

Рынок нефти и российские поставки – Российские поставки на мировые энергетические рынки – Анализ

МЭА (2022), Поставки России на мировые энергетические рынки , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/russian-supplies-to-global-energy-markets, Лицензия: CC BY 4.0

  • Поделиться в Твиттере Твиттер
  • Поделиться на Facebook Facebook
  • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
  • Поделиться по электронной почте Электронная почта
  • Выложить в печать Распечатать

Российские поставки на мировые энергетические рынкиРоссийские поставки на мировые энергетические рынки

  • Вторжение российских войск на территорию Украины 24 февраля 2022 года пока не привело к прекращению поставок нефти на рынок. Тем не менее цены подскочили на 8 долларов США за баррель до 105 долларов США за баррель после новостей из-за ожиданий, что санкции против России нанесут ущерб экспорту энергоресурсов. В настоящее время неясно, как санкции повлияют на энергетические потоки и как долго продлятся любые потенциальные потери поставок.
  • Россия занимает третье место в мире по добыче нефти после США и Саудовской Аравии. В январе 2022 года общая добыча нефти в России составила 11,3 млн баррелей в сутки, из которых 10 баррелей в сутки приходилось на сырую нефть, 960 тыс. баррелей в сутки на конденсат и 340 тыс. баррелей в сутки на ШФЛУ. Для сравнения, общая добыча нефти в США составляла 17,6 млн баррелей в сутки, а в Саудовской Аравии — 12 млн баррелей в сутки.
  • Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти на мировые рынки и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. В декабре 2021 года он экспортировал 7,8 млн баррелей в сутки, из которых на нефть и конденсат приходилось 5 млн баррелей в сутки, или 64%. Экспорт нефтепродуктов составил 2,85 млн барр./сутки, из которых 1,1 млн барр./сутки газойля, 650 тыс. барр./сут. мазута, 500 тыс. барр./сут. нафты и 280 тыс. барр./сут. вакуумного газойля (ВГО). Бензин, сжиженный нефтяной газ, топливо для реактивных двигателей и нефтяной кокс составили оставшиеся 350 тыс. баррелей в сутки.

Российский экспорт нефти и нефтепродуктов, январь 2020 г. – декабрь 2021 г.

Открытьразвернуть

  • Около 60% экспорта нефти из России идет в Европу ОЭСР, еще 20% — в Китай. В ноябре, последнем месяце, за который доступна официальная ежемесячная статистика по нефти, ОЭСР Европа импортировала в общей сложности 4,5 млн баррелей нефти в день из России (34% от ее общего импорта), из которых 3,1 млн баррелей в день приходилось на сырую нефть и сырье и 1,3 млн баррелей в сутки нефтепродуктов. ОЭСР Азия и Океания импортировали 440 тыс. баррелей нефти в сутки из России в ноябре (5% от общего объема импорта), в то время как ОЭСР Америка импортировала 625 тыс. баррелей в сутки (17% от общего объема импорта).
  • Около 750 тыс. баррелей сырой нефти в сутки доставляется в Европу по трубопроводной системе «Дружба». Наибольшему риску подвергается около 250 кб/д российской нефти, транзитом через Украину по южной ветке нефтепровода «Дружба» для поставок в Венгрию, Словакию и Чехию. Китай является крупнейшим покупателем российской нефти, потребляя в среднем 1,6 млн баррелей нефти в сутки в 2021 году, поровну распределяя между трубопроводным и морским маршрутами. Россия также является крупным поставщиком нефти в Беларусь, Румынию и Болгарию, а также продукции в большинство стран бывшего СССР, включая Украину.

Импорт нефти ОЭСР, всего и из России, ноябрь 2021 г.
тыс. баррелей в сутки

    Всего масла

Сырая нефть + ШФЛУ + сырье

Всего продуктов

 

 

Итого

 

Россия

 

Доля

 

Итого

 

Россия

 

Доля

 

Итого

 

Россия

 

Доля

Австралия

960

0%

145

0%

815

0%

Япония

3 993

126

3%

2 894

122

4%

1 098

4

0%

Корея

3 678

313

9%

2 713

155

6%

966

157

16%

Новая Зеландия

126

0%

67

0%

59

0%

ОЭСР Азия Океания

8 589

439

5%

6 046

277

5%

2 543

161

6%

Канада

960

0%

709

0%

251

0%

Чили

334

0%

109

0%

224

0%

Мексика

1 036

0%

10

0%

1 025

0%

США

8 533

626

7%

6 836

478

7%

1 698

147

9%

ОЭСР Америка

3 687

626

17%

2 574

478

19%

1 113

147

13%

Австрия

291

8

3%

156

8

5%

135

0%

Бельгия

1 189

278

23%

648

183

28%

541

95

18%

Чехия

244

52

21%

138

52

38%

106

0%

Дания

189

28

15%

90

0%

99

28

28%

Эстония

38

13

34%

0%

38

13

34%

Финляндия

309

246

80%

240

201

84%

69

45

65%

Франция

1 844

233

13%

736

98

13%

1 108

135

12%

Германия

2 748

835

30%

1 877

687

37%

871

149

17%

Греция

683

200

29%

568

191

34%

115

9

8%

Венгрия

216

92

43%

135

79

59%

81

13

16%

Исландия

14

0%

0%

14

0%

Ирландия

184

11

6%

61

0%

123

11

9%

Израиль

359

0%

310

0%

49

0%

Италия

1 521

204

13%

1 235

180

15%

286

25

9%

Латвия

37

9

24%

0%

37

9

24%

Литва

224

185

83%

198

173

87%

26

12

46%

Люксембург

59

0%

0%

59

0%

Нидерланды

3 184

748

23%

1 321

414

31%

1 863

335

18%

Норвегия

183

45

25%

56

10

18%

127

35

28%

Польша

878

509

58%

632

372

59%

247

136

55%

Португалия

310

31

10%

144

31

22%

166

0%

Словацкая Республика

148

109

74%

119

109

92%

30

0%

Словения

75

0%

0%

75

0%

Испания

1 677

183

11%

1 337

134

10%

340

49

14%

Швеция

492

43

9%

338

31

9%

154

12

8%

Швейцария

202

0%

73

0%

129

0%

Турция

1 201

258

21%

736

141

19%

464

116

25%

Соединенное Королевство

1 567

170

11%

976

56

6%

591

114

19%

ОЭСР Европа

13 186

4 492

34%

9 773

3 148

32%

3 413

1 344

39%

                   

ОЭСР Итого

21 465

5 556

26%

16 240

3 904

24%

5 225

1 652

32%

Источник: Ежемесячная статистика нефти (MOS). Общие данные по регионам не включают внутрирегиональную торговлю и, следовательно, отражают общий объем импорта, поступающего в регион, а не торговлю между странами региона.

Далее
Рынок газа и поставки в Россию

Energy Fact Sheet: Почему российская нефть и газ имеют значение? – Анализ

Россия — крупный игрок на мировых энергетических рынках. Это один из трех крупнейших производителей нефти в мире, соперничающий за первое место с Саудовской Аравией и США. Россия сильно зависит от доходов от нефти и природного газа, которые в 2021 году составляли 45% федерального бюджета России.

В 2021 году добыча нефти и конденсата в России достигла 10,5 млн баррелей в сутки, что составляет 14% мировых поставок. У России есть объекты по добыче нефти и газа по всей стране, но основная часть ее месторождений сосредоточена в Западной и Восточной Сибири. В 2021 году Россия экспортировала примерно 4,7 млн ​​баррелей нефти в сутки в страны по всему миру. Китай является крупнейшим импортером российской нефти (1,6 млн баррелей в сутки), но Россия экспортирует значительный объем в Европу (2,4 млн баррелей в сутки).

Россия производит несколько различных сортов сырой нефти, но ее основной экспортной смесью является нефть сорта Юралс, которая является среднесернистой нефтью. Он также экспортирует большие объемы сырой нефти из смеси ВСТО в Азию по трубопроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Другие сорта включают «Сибирское легкое», «Сокол», «Сахалинская смесь», «Арктическая нефть» и «Новый порт».

Несмотря на то, что в последние годы российская нефтяная промышленность пережила период консолидации, в ней осталось несколько крупных игроков. «Роснефть», принадлежащая государству, является крупнейшим производителем нефти в России. За ним следует ЛУКОЙЛ, крупнейшая частная нефтяная компания страны. «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Русснефть» также имеют значительные добывающие и перерабатывающие активы.

У России есть развитые экспортные трубопроводы для сырой нефти, что позволяет ей поставлять большие объемы сырой нефти напрямую в Европу, а также в Азию. Трубопроводная система «Дружба» протяженностью около 5 500 км, самая длинная трубопроводная сеть в мире, транспортирует 750 000 баррелей нефти в сутки непосредственно на нефтеперерабатывающие заводы в восточной и центральной Европе. В настоящее время Россия поставляет примерно 20% от общего объема сырой нефти, перерабатываемой европейскими НПЗ.

В 2012 году Россия запустила трубопровод ВСТО протяженностью 4 740 км и пропускной способностью 1,6 млн баррелей в сутки, по которому сырая нефть доставляется напрямую на азиатские рынки, такие как Китай и Япония. Трубопровод был частью общего поворота российской энергетики в Азию, стратегии, направленной на устранение экспортной зависимости от Европы и использование растущего спроса на нефть в Азии. Россия также отгружает нефть танкерами из северо-западных портов Усть-Луга и Приморск, а также из черноморских портов Новороссийск и Козьмино на Дальнем Востоке. Кроме того, Россия также экспортирует сырую нефть по железной дороге.

По оценкам, Россия обладает 6,9 миллионами баррелей в день нефтеперерабатывающих мощностей и производит значительное количество нефтепродуктов, таких как бензин и дизельное топливо. Российские компании потратили последнее десятилетие на значительные инвестиции в мощности по первичной и вторичной переработке, чтобы воспользоваться выгодным государственным налогообложением, а также растущим мировым спросом на дизельное топливо. В результате Россия смогла перевести большую часть своего производства моторных топлив на стандарты Евро-5 (10 промилле). Энергетическая стратегия России ставит во главу угла самообеспечение бензином, поэтому она стремится экспортировать минимальные объемы. Однако российские нефтеперерабатывающие заводы производят примерно вдвое больше дизельного топлива, необходимого для удовлетворения внутреннего спроса, и, как правило, экспортируют половину своей годовой продукции, в основном на европейские рынки. Кроме того, Россия является крупным экспортером вакуумного газойля и мазута. В 2021 году российские НПЗ переработали 5,6 млн баррелей нефти в сутки и экспортировали 2,8 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Европа остается основным рынком сбыта российских нефтепродуктов. В 2021 году Россия экспортировала в Европу 750 000 баррелей дизельного топлива в сутки, удовлетворяя 10% спроса.

Один из крупнейших мировых производителей и экспортеров нефти

Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа после США и обладает крупнейшими в мире запасами газа. Россия является крупнейшим в мире экспортером газа. В 2021 году страна произвела 762 млрд кубометров природного газа и экспортировала по трубопроводу около 210 млрд кубометров.

«Газпром» и «Новатэк» являются основными производителями газа в России, но многие российские нефтяные компании, в том числе «Роснефть», также эксплуатируют объекты по добыче газа. «Газпром», принадлежащий государству, является крупнейшим производителем газа, но его доля в добыче снизилась за последнее десятилетие, поскольку «Новатэк» и «Роснефть» расширили свои производственные мощности. Однако в 2021 году на «Газпром» по-прежнему приходилось 68% добычи газа в России. Исторически добыча была сосредоточена в Западной Сибири, но в последнее десятилетие инвестиции сместились на Ямал, Восточную Сибирь и Дальний Восток, а также на шельф Арктики.

Россия также имеет обширную сеть экспортных газопроводов, как по транзитным маршрутам через Беларусь и Украину, так и по трубопроводам, направляющим газ напрямую в Европу (включая газопроводы «Северный поток», «Голубой поток» и «Турецкий поток»). Россия завершила работы над газопроводом «Северный поток-2» в 2021 году, но правительство Германии решило не одобрять сертификацию после российского вторжения в Украину. В 2021 году на российский природный газ приходилось 45% импорта и почти 40% спроса на газ в Европейском Союзе. Эта доля увеличилась в последние годы, поскольку внутреннее производство природного газа в Европе сократилось. Германия, Турция и Италия являются крупнейшими импортерами российского природного газа.

В конце 2019 года Россия запустила крупный экспортный газопровод на восток, газопровод «Сила Сибири» протяженностью около 3000 км и пропускной способностью 38 млрд кубометров, чтобы иметь возможность отправлять газ с дальневосточных месторождений напрямую в Китай. В 2021 году «Газпром» экспортировал более 10 млрд кубометров природного газа по газопроводу «Сила Сибири», при этом в ближайшие годы экспорт будет постепенно увеличиваться до 38 млрд кубометров. Россия планирует построить газопровод «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров газа в год, который будет поставлять газ в Китай с западносибирских месторождений. Никаких соглашений о поставках и окончательного инвестиционного решения по трубопроводу еще не принято, что еще больше уменьшит зависимость России от европейских потребителей газа.

Кроме того, Россия расширяет свои мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ), чтобы конкурировать с растущим экспортом СПГ из США, Австралии и Катара. В 2021 г. правительство опубликовало долгосрочный план развития СПГ, предусматривающий экспорт СПГ на уровне 110–190 млрд куб. м в год к 2025 г. В 2021 г. Россия экспортировала 40 млрд куб. примерно 8% мировых поставок СПГ.

В последние годы Россия все больше внимания уделяла Арктике как способу увеличить добычу нефти и газа и компенсировать снижение добычи на существующих и старых производственных площадках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *