Пайка радиаторов автомобильных: Пайка радиатора охлаждения двигателя — как и зачем это надо делать?

Содержание

Пайка радиатора охлаждения двигателя — как и зачем это надо делать?

Современные технологии позволяют продлить жизнь практически любой детали. Не исключением из этого является и радиатор охлаждения, роль которого состоит в том, чтобы быстро остужать охлаждающую жидкость, циркулирующую по двигателю автомобиля. Сегодня вы узнаете о таком важном мероприятии, как пайка радиатора охлаждения автомобиля своими руками, для чего это делается и с помощью каких приспособлений.

Зачем производится пайка радиатора?

Всем известно, что радиатор является частью охлаждающей системы автомобиля. В его задачу входит снижение температуры охлаждающей жидкости, которая набирает тепло, исходящее из двигателя. Из этого можно сделать вывод, что радиатор всегда работает в плотном контакте с жидкостями, которые состоят из воды. Многие водители и вовсе эксплуатируют свои транспортные средства исключительно на воде. Из-за чего трубки радиатора подвергаются воздействиям коррозии. Дело в том, что все радиаторы охлаждения имеют очень тонкие трубки, которые легко подвергаются как механическим, так и химическим воздействия, а поэтому небольшая ржавчина может легко вывести их из строя.

Протекающий радиатор становится причиной перегрева двигателя, а, как известно, работа в таком режиме практически для всех двигателей внутреннего сгорания недопустима, поэтому единственным выходом становится замена радиатора охлаждения, а так как эта процедура становится не всегда по карману, то многие водители прибегают к сварке или пайке радиатора.

Что нужно для пайки алюминия

Пайка металла – это один из способов создать неразъемное соединение при помощи легкоплавкого материала, роль которого в данном процессе – связующая. Главной проблемой при пайке алюминия является то, что он обладает свойством очень быстро подвергаться окислению, находясь на открытом воздухе. Проще говоря, этот материал имеет очень низкую температуру плавления, поэтому для его пайке используются другие материалы, нежели для других металлов.

Для пайки алюминия используют специальный припой, изготовленный из висмута. Виды данного припоя имеют соответствующие названия – ПОСВ-33, а также ПОСВ-55. Кроме того, вам понадобится специальный порошок, который имеет следующий состав:

  • хлористый литий и калий – 23 и 56 процентов соответственно.
  • сернокислотный натрий – не более 4%.
  • обычная соль – ровно 7%.
  • криолит – не более 10%.

Что касается старых медных радиаторов, то тут все проще. Для их пайки можно использовать обычный припой ПОС-60 или ПОС-40 для радиаторов, которые производятся из латуни.

Помимо специальных составов, вам понадобится паяльник. 

Видео — Пайка феном в паре с маломощным паяльником

Как выполняется пайка радиаторов?

Теперь, когда мы приготовили все необходимое, самое время узнать, как выполняется пайка радиатора. Для начала необходимо снять его с автомобиля и подготовить.

Вначале под автомобиль устанавливается пустая тара, которая свободно вмещает в себя не менее 10 литров воды. Откройте кран на радиаторе и слейте охлаждающую жидкость в эту тару. Затем слейте остатки воды из блока цилиндров, вывернув оттуда соответствующий болт. После этого, открутите хомуты, которые крепят патрубки, идущие на радиатор. Патрубки можно снять и отложить, а крепления радиатора раскручиваются. В случае необходимости, с радиатора вначале нужно демонтировать электрический вентилятор охлаждения двигателя.

Как только радиатор будет снят, необходимо провести оценку его состояния и выявить дефектные участки. Сразу стоит отметить, что ремонту не подлежит защитная сетка радиатора. Поэтому перед тем, как проводить пайку трубок, удалите лишнюю сетку и замените ее установкой более надежной решетки радиатора.

Подготовка поврежденного участка выглядит следующим образом: вначале она зачищается при помощи наждачной бумаги и тщательно промывается, желательно в спирте. Это поможет избавиться от лишней грязи, обезжирить поверхность и предупредить повторное возникновение коррозии. Далее можно подключать паяльную лампу и ждать пока она разогреется. Пока происходит нагрев паяльника, нужно приготовить куски припоя и канифоли. Канифоль поможет обеспечить надежное сцепление скрепляемых элементов, а также достичь повышенного испарения оставшегося жира.

Теперь можно приступить непосредственно к пайке. Вначале нужно произвести лужение поврежденной поверхности, для этого паяльник окунают в кусок канифоли и ненадолго прикладывают к трубке радиатора. Не стоит слишком долго держать паяльник, так как стенки трубки очень тонкие и могут быстро расплавиться, осложняя, тем самым, поставленную задачу. На крайний случай, небольшой кусочек канифоли можно растопить прямо на поверхности трубки.

Как только лужение будет завершено, подцепите паяльником кусок олова и уложите на поврежденную трубку. Делайте все предельно аккуратно, иначе есть риск, опять же, расплавить трубку или вовсе, забить ее и тогда ремонт станет вообще невозможным. Как только кусок расплавленного олова окажется на трубке, его нужно распределить по поверхности, так как такой комок будет плохо держаться на ее поверхности. Если есть острая необходимость, то повторная укладка олова не запрещается, однако стоит учитывать, что при этом падает эффективность работы радиатора, так как стенка трубки становится намного толще.

Аналогичным образом пропаиваются все остальные дефектные участки, через которые возможна утечка охлаждающей жидкости. После этого, радиатор можно сразу же устанавливать на место, так как застывание припоя происходит мгновенно.

Увы, но проверить качество пайки можно только после установки радиатора на автомобиль. Для этого его крепят на «телевизоре» и устанавливают все навесное. Патрубки необходимо присоединять при помощи герметика. Для этого герметик набирают пальцем и обрабатывают им всю внутреннюю полость патрубка. Далее нужно выждать 5 минут для прихватки герметика к поверхности патрубка и только после этого одевать на приемные трубы радиатора. Крепление патрубков и их затяжка осуществляется при помощи металлических хомутов.

Теперь аккуратно залейте систему охлаждения, не проливая не капли – так вам будет проще вычислить место утечки, если таковое будет в наличии. Запустите мотор и дайте поработать ему на холостых оборотах в течение 5 минут. Если за это время охлаждающая жидкость не будет вытекать из радиатора, значит, пайка была произведена качественно. 

Пайка радиатора автомобиля – когда в системе охлаждения дыры! + видео » АвтоНоватор

Пайка радиатора автомобиля своими руками позволяет значительно сэкономить денежные средства. Но прежде, чем разобраться в технологии пайки, посмотрим, что же собой представляет автомобильный радиатор.

Когда необходима пайка радиатора автомобиля?

Этот узел двигателя автомобиля является составной частью системы охлаждения. Он устанавливается в моторах с жидкостной системой охлаждения и служит для снижения температуры разогретого тосола или, реже, воды. Охлаждение жидкости осуществляется потоком воздуха, направляемого за счет движения автомобиля или принудительно от вентилятора. Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины. Материалом для его изготовления служат медь и алюминий. Сердцевина радиатора может быть трубчатой или пластинчатой и по структуре напоминает пчелиные соты. Для придания необходимой жесткости и увеличения площади контакта с воздухом в сердцевине имеются латунные полоски.

Охлаждающая жидкость, нагнетаемая водяным насосом (помпой), подается в верхний бачок и стекает в нижний через сердцевину, где и охлаждается проходящим между пластинами воздухом. Любая часть машины имеет свой определенный срок эксплуатации. То же самое относится и к радиатору. Он в процессе работы забивается мусором, в него попадают различные камни и предметы. Также радиатор подвергается воздействию колебаний температур, вследствие чего на его деталях могут возникать трещины. Также повреждения могут возникнуть и вследствие коррозионного воздействия.

Сварка и пайка радиатора авто – что выбрать?

Всевозможные трещины и другие физические неисправности можно определить визуально. Также признаками проблем радиатора авто может быть подтекание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя. Для того чтобы найти протечку этой детали, необходимо завести мотор, прогреть до рабочей температуры (обычно 80 °С) и визуально определить место утечки. Если точное место визуально определить невозможно, тогда радиатор необходимо снять, заглушить все его выходы, опустить в ванну, к одному выходу подключить компрессор (можно для подкачки колес) и определить место утечки по пузырькам воздуха.

Далее, в зависимости от материала, из которого изготовлен радиатор, а также характера повреждения, выбираем способ пайки. Если протечка небольшая, то заделываем ее при помощи припоя. При значительных повреждениях устанавливаем заплатки. Они могут быть латунные или медные. Если повредилась трубка, то ее целесообразно заменить, демонтировав паяльником старую и установив новую. Наибольшую сложность, с точки зрения слесарей, вызывает пайка автомобильных радиаторов из алюминия, так как при этом мгновенно образуется оксидная пленка. Поэтому при такой работе применять алюминиевый припой и активные флюсы. После пайки остатки флюса необходимо удалить.

Если течь образовалась не на трубках, а на бачке, может решить проблему сварка радиатора авто. Аргонная дуга в таком случае должна быть около 1000 °С.

Пайка автомобильных радиаторов из меди

Если ваш радиатор сделан из меди, то технология пайки будет примерно следующая. Необходимо слить охлаждающую жидкость, снять радиатор, затем очистить место пайки от накипи и следов коррозии металлической щеткой до блеска. Поверхность обезжирить растворителем.

Для пайки используем паяльник мощностью 250 Вт, с его жала необходимо удалить окалину. Так мы избегаем бракованных зон, которые потом очень скоро потекут вновь.

Затем место пайки необходимо прогреть. Делаем это при помощи паяльника, также можно использовать и строительный фен. Поврежденное место, а также зону вокруг него на расстоянии 5 мм, необходимо протравить паяльной кислотой. Делается это при помощи кисточки. Разогреваем паяльник, на его жало наносим канифоль, делаем лужение припоем и непосредственно запаиваем место утечки. Вот и вся технология! Особенности пайки алюминиевых агрегатов представлены выше.

  • Автор: Егор