Замена тормозной жидкости с абс: Замена тормозной жидкости в автомобиле с АБС

Содержание

Замена тормозной жидкости в автомобиле с АБС

В штатный тормозной контур автомобиля встроены узлы антиблокировочной системы, представленные гидравлическим блоком и датчиком давления. Анализируя скорость вращения колеса по получаемым от датчиков данным, система корректирует давление тормозной жидкости в контуре, препятствуя его блокировке.

Содержание

  • 1 Существующие типы систем АБС
  • 2 Зачем меняют тормозную жидкость в автомобиле
  • 3 Мифы о тормозной жидкости
  • 4 Способы замены тормозной жидкости
  • 5 Смена тормозной жидкости с АБС

Существующие типы систем АБС

Последовательность смены тормозной жидкости с АБС, по сути, является простой и тривиальной процедурой. Несмотря на это, современная автоиндустрия считается с тенденциями в области безопасности: практически все модели автомобилей выпускаются с установленными системами ASC и EBD. Контроль за данными узлами осуществляется системой курсовой устойчивости — ESP.

В связи с этим замена ТЖ проводится только в авторизированных сервисных центрах. Причина этому кроется в необходимости подключения ЭБУ к диагностическому сканеру. На тех автомобилях, в которых система клапанов и насос с гидроаккумулятором представлены отдельными узлами, сменить тормозную жидкость своими руками невозможно по той же причине.

Зачем меняют тормозную жидкость в автомобиле

Основная задача ТЖ — передача на тормозные цилиндры и колодки энергии от главного цилиндра системы. Частота ее замены устанавливается производителем: проводят процедуру раз в 1,5-2 года либо каждые 35-40 тысяч километров пробега. Данная периодичность соответствует штатному режиму эксплуатации автомобиля.

Меняют тормозную жидкость также при поломках тормозной системы, особенно если в неё попала влага. Сама по себе ТЖ — очень гигроскопичный состав, и если она впитывает воду, то сразу же теряет свои характеристики. Тормозная система в автомобиле не отличается полной герметичностью, из-за чего в нее может попадать вода через компенсационные отверстия.

Еще одной причиной смены ТЖ является распространенная ошибка — смешивание разных автожидкостей. Конечно, делать это можно, но при этом нужно брать во внимание большое количество факторов и параметров — модель двигателя, состав, характеристики самой жидкости, тип присадок, условия эксплуатации и прочие. Допустимо доливание незначительного количества состава, но специалисты настоятельно советуют осуществлять полную замену ТЖ.

Оптимальный вариант — замена жидкости на аналогичную от того же производителя и той же марки.

Мифы о тормозной жидкости

Бытует несколько заблуждений касательно ТЖ, которые принимаются на веру многими водителями.

Первый миф — замкнутый режим работы тормозной жидкости. Компенсационные отверстия, имеющиеся в тормозной системе автомобиля, отвечают за движение воздуха внутри неё. Вместе с потоками воздуха внутрь попадают пары влаги, которые впитываются ТЖ, что приводит к утере ее свойств.

Второй миф — о возможности смешивания между собой разных жидкостей. Конечно, делать это можно, однако далеко не в каждом случае и не со всеми составами. В зависимости от модели автомобиля и его конструктивных особенностей при производстве ТЖ применяются определённые стандарты. По этой причине долить жидкость другой марки и производителя можно, но в крайних случаях и в малых количествах.

Третий миф — жидкости, соответствующие стандарту DOT-4, можно заливать в любые машины. Это не совсем так; конкретной марке и модели автомобиля соответствует определённый вид жидкости. Следует придерживаться требований производителя авто — безопасность и жизнь значительно дороже, чем цена, заплаченная за бутылку ТЖ.

Способы замены тормозной жидкости

Заливать свежую ТЖ желательно в автосервисе. Собственно, эта мысль и приходит первой в голову многих водителей. В таком случае нет необходимости копаться самостоятельно в авто, вооружившись ключами и забравшись в смотровую яму. В автосервисе имеется специальное оборудование и профессиональные специалисты.

Однако стоит помнить о том, что в сервисах предоставляется услуга только по замене тормозной жидкости, не более того. Кроме того, итоговая цена может значительно возрасти из-за дополнительных работ.

Второй вариант — самостоятельная замена жидкости. Он значительно дешевле — его цена измеряется только в стоимости самой ТЖ и собственных трудозатрат, выгоден и включает в себя еще и визуальный осмотр автомобиля и его состояния.

Во втором случае первое, что необходимо сделать — залезть в руководство по эксплуатации авто и поинтересоваться схемой, или конструкцией, тормозной системы. Она может быть параллельной либо диагональной.

Замена тормозной жидкости проводится поочередно в контурах. В первом случае начинают с правого заднего колеса, переходят на левое переднее, левое заднее и правое переднее. Во втором — с правого заднего, левого заднего, правого переднего и левого переднего колес.

Для удобства проведения работы по смене жидкости автомобиль лучше поднять на смотровую яму либо эстакаду и снять с него колеса, соблюдая правила безопасности. После заливки нового средства проводят полную прокачку тормозов.

Смена тормозной жидкости с АБС

Данный процесс можно посмотреть на видео:

В тормозной системе автомобиля с АБС при замене ТЖ стоит брать во внимание несколько нюансов. В стандартном порядке процедура проводится при условии, что насос, гидроаккумулятор и блок клапанов располагаются в одном узле.

Если же система АБС раздельна, то смену жидкости лучше производить в сервисе. В такой ситуации ТЖ заливается в систему специальным аппаратом под высоким давлением, что исключает вероятность попадания воздуха.

В тормозных системах с узлами SBC либо ESP замена тормозной жидкости проводится только с применением специальной установки. Объясняется это тем, что при такой процедур огромную роль играет последовательность открывания клапанов гидромодуля, что сделать самостоятельно невозможно.

Для проведения замены тормозной жидкости своими руками в системе с АБС понадобятся:

Проводится процедура следующим образом:

  • В бак заливается свежий состав.

  • Правый и левый передние цилиндры тормозной системы прокачиваются.

  • Прокачивается задний правый цилиндр, при этом включается насос и зажимается педаль тормоза.

  • Прокачивается задний левый цилиндр при включенном гидронасосе.

  • Проверяется герметичность системы.

Если на модуле АБС располагается сливной штуцер, прокачиваются все цилиндры, после чего установка «прогоняется» под избыточным давлением.

Самостоятельную замену тормозной жидкости лучше всего проводить только в крайних случаях и на автомобилях до 1990 года выпуска. Оптимальным вариантом смены ТЖ является обращение в сервисный центр, где правильно проведут всю процедуру, не нарушив герметичности тормозной системы.

✔️ Всё о замене тормозной жидкости в автомобиле своими руками

Замена тормозной жидкости — это обязательная процедура технического обслуживания автомобиля. Должна выполняться с определённой периодичностью. Подразумевает полное удаление всей старой тормозной жидкости и заправку новой. Многие пренебрегают этим видом сервиса, что нередко заканчивается серьёзными неприятностями. Проще всего заменить тормозную жидкость, обратившись к специалистам. Однако эту процедуру несложно выполнить своими руками. Есть несколько способов. Также есть специальные приспособления, которые позволяют обслужить тормозную систему автомобиля одному человеку.

Зачем менять тормозную жидкость?


Тормозная жидкость — это тип технической жидкости, которая используется в гидравлических тормозных системах для передачи усилия с педали на колодки. Для её производства используются эфиры гликоля, а также минеральные масла и силикон. Составы на основе последнего компонента практически не насыщаются водой, за счёт чего немного продляется срок службы и увеличивается периодичность замены. Минеральные жидкости сегодня практически не используются, хотя они дешевле других. Гликолевые тормозные жидкости — самые распространённые.

Для тормозной жидкости любого типа важными являются пять следующих параметров:

  1. Чистота.
  2. Вязкость.
  3. Точка кипения.
  4. Антикоррозионные свойства.
  5. Сжимаемость.

Остановимся на этом немного.

Чистота


В тормозной жидкости не должно быть посторонних частичек и вкраплений. Она не должна быть мутной и невыразительной по цвету. Хорошая жидкость — прозрачная, имеет однородный красивый цвет. Чистота важна для того, чтобы ничего лишнего не попадало в тормозные суппорты, в которых двигаются точно подогнанные к ним поршни. Чтобы оценить внешний вид жидкости, загляните в расширительный бачок тормозной системы.

Вязкость


Чтобы тормозная жидкость выполняла свои функции, её вязкость должна быть стабильной в широком диапазоне температур. В тормозной системе может варьироваться от -30°C до +200°C. Особенно важен этот параметр для автомобилей с установленной антиблокировочной системой ABS.

Точка кипения


При торможении жидкость сильно нагревается, но не должна закипать. Когда это происходит, образуются паровые «пробки» и эффективность системы резко снижается. Причина очень простая. Газ легко сжимается и уплотняется, усилие от педали к колодкам передаётся хуже, либо вовсе не доходит. Точка кипения тормозной жидкости снижается со временем сама собой, так как в системе постоянно накапливается вода. Несмотря на то, что она герметична. В итоге эффективность торможения тоже снижается.

Антикоррозионные свойства


Детали тормозной системы, особенно поршни в суппортах, выполнены из металла с микроскопической точностью, а потому малейшая ржавчинка грозит заклиниванием механизма и зажатием колодок. Коррозию провоцирует вода, которой в тормозной жидкости не должно быть более, чем 3,5%. Также в некоторые жидкости добавляются специальные антикоррозионные добавки, что продляет ресурс как самой жидкости, так и деталей системы. Со временем они теряют свои защитные свойства.

Сжимаемость


Принцип работы гидравлической тормозной системы основан на способности жидкостей не уменьшаться в объёме при повышении давления. Однако эта способность может ухудшаться из-за критических температур. Вода в тормозухе снижает точку её кипения, из-за чего возрастает риск образования паровых пробок и резкого снижения эффективности торможения.

Постепенное ухудшение всех этих параметров и является причиной, из-за которой тормозную жидкость необходимо регулярно менять на свежую. Если этим долго пренебрегать, что многие делают, то со временем торможение будет становиться всё менее эффективным. Позже такая небрежность закончится неприятным отказом тормозов, заклиниванием колодок или преждевременным ремонтом. Всё это обходится гораздо дороже, чем пара бутылок новой тормозной жидкости и 1…3 часа, потраченных на замену. Да даже на СТО замена будет стоить в десять раз дешевле, чем всего один новый суппорт.

Как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле?


Частота замены всегда указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля, но также зависит от ряда факторов:

  • качество жидкости;
  • состав и класс;
  • стиль вождения;
  • состояние тормозной системы;
  • тип и класс автомобиля.

Если рассматривать на примере обычного легкового автомобиля, на котором ездит не агрессивный водитель, часто не возит прицеп и не передвигается по горным серпантинам — менять тормозную жидкость рекомендуется:

  • один раз в 2…4 года;
  • каждые 30…50 тысяч километров пробега;
  • после капитального ремонта тормозной системы;
  • после двухлетней стоянки;
  • если жидкость мутная, грязная, непонятного цвета;
  • при содержании воды более 3,5%.

Процент содержания воды определяется при помощи специального тестера. Он стоит не очень дорого, и предельно простой в использовании. Рабочая часть тестера погружается в тормозную жидкость в расширительном бачке, и по индикации определяется её пригодность к эксплуатации. Если используется качественная синтетическая тормозная жидкость, которая меняется раз в два года, то тестер покупать необязательно.

Как выбрать тормозную жидкость?


При выборе тормозной жидкости для замены ориентируйтесь на рекомендации производителя вашего автомобиля. Если информации нет, то выбирайте по следующему принципу:

  • DOT 3 — машина без ABS, сзади установлены барабанные тормоза, а спереди дисковые.
  • DOT 4 — машина с ABS и дисковыми тормозами.
  • DOT 5 и 5.1 — спортивные машины и спецтранспорт, который эксплуатируется в экстремальных температурных условиях.

Смешивать разные тормозные жидкости не рекомендуется. Хотя ничего страшного в этом нет.

Сколько тормозной жидкости нужно для замены?


Тормозная система имеет самый маленький объём в автомобиле. Даже если машина большая, тормозной жидкости в ней не более 0,5…0,9 литра. Дополнительно эту информацию рекомендуется уточнить в руководстве по ремонту и обслуживанию конкретного автомобиля. При выборе и покупке жидкости объём системы нужно умножить на 2. Запас понадобится для более качественного вытеснения старой жидкости. Также пригодится, если вы случайно прольёте часть жидкости на землю. Позже запас можно использовать для прокачки тормозной системы.

Безопасное обращение с тормозной жидкостью


Тормозная жидкость чрезвычайно текучая, везде проникающая, и крайне ядовитая вещь. При неосторожном обращении вполне можно попасть в реанимацию с серьёзным отравлением. Чтобы этого не случилось, при замене тормозной жидкости соблюдайте следующие простые правила безопасности:

  • замену выполняйте либо на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении;
  • наденьте защитные очки;
  • не пренебрегайте резиновыми перчатками;
  • не курите;
  • не пейте;
  • не ешьте;
  • при попадании жидкости на кожу или в глаза — промывайте под проточной водой в течение 10 минут;
  • не допускайте попадания жидкости на лакокрасочное покрытие автомобиля и пластиковые детали.

Пожалуйста, не выливайте отработанную тормозуху в канализацию, природные водоёмы и просто на землю. Куда её деть? В крупных городах есть предприятия, которые принимают отработанные жидкости на переработку. Найдите такие в Интернете, упакуйте жидкость в стеклянную тару и сдайте её на переработку.

Как заменить тормозную жидкость?


Есть несколько способов. Здесь представлены три, которые подходят для домашних условий. Чтобы упростить себе работу, привлеките помощника. Также понадобятся некоторые приспособления, которые можно сделать своими руками или купить в магазине. Инструменты: домкрат; ключ, чтобы снимать колёса; ключ для штуцеров на суппортах.

Последовательная замена тормозной жидкости


Это наиболее правильный метод замены тормозной жидкости. Понадобится: большой медицинский шприц; самодельное приспособление для сбора старой жидкости и прокачки системы. Чтобы собрать такое приспособление, возьмите прозрачную бутылку объёмом 1 литр, и прозрачную гибкую трубку.

Почему этот способ называется последовательной заменой? Вы будете обслуживать поочерёдно каждый контур согласно схеме. Схема зависит от конфигурации тормозной системы. Например, если машина леворульная, и главный тормозной цилиндр с расширительным бачком слева, значит первым будет обслуживаться задний правый контур. Потом передний левый, задний левый и передний правый. То есть, сначала самый дальний от главного тормозного цилиндра, потом парный ему, и затем оставшиеся по такому же принципу.

Алгоритм последовательной замены тормозной жидкости:

  1. Заглушите двигатель.
  2. Подождите, пока тормоза остынут.
  3. Открутите крышку расширительного бачка и откачайте жидкость (шприцом).
  4. Залейте в бачок новую жидкость (сколько влезет).
  5. Поднимите колесо первого контура, и снимите его.
  6. Домкрат немного опустите, чтобы машина стояла ровно.
  7. На штуцер суппорта наденьте трубку.
  8. В бутылку налейте немного тормозной жидкости.
  9. Трубку опустите в бутылку, чтобы она погрузилась в жидкость (в таком положении она должна находиться до конца процедуры).
  10. Подайте сигнал помощнику «качать» педаль тормоза (он должен нажать на неё два-три раза, и затем зафиксировать в нажатом положении, продолжая давить на неё с усилием.
  11. Когда помощник подаст сигнал, что педаль упёрлась, откручивайте штуцер (в ёмкость потечёт старая жидкость.
  12. Когда помощник подаст сигнал, что педаль дошла почти «до пола», закрутите штуцер обратно.
  13. Повторяйте пункты 9-10-11, пока через трубку не потечёт новая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
  14. Перед каждой прокачкой проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке.
  15. Повторите пункты 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13 для всех контуров по схеме.
  16. Перед обслуживанием четвёртого контура не заливайте слишком много жидкости в расширительный бачок.

После замены тормозной жидкости запустите двигатель и прокачайте несколько раз педаль тормоза. Она должна «быть твёрдой» почти в самом начале хода. Если педаль проваливается, значит в системе остался воздух. Необходимо повторно прокачать тормоза. При первом выезде аккуратно проверьте работоспособность тормозной системы. Если тормозов нет или они «слабые» — прокачайте. Остался воздух.

Параллельная замена тормозной жидкости


Этот способ проще. Но у него есть свои недостатки. Есть вероятность, что в тормозной системе останется воздух, который удастся полностью удалить только со временем. Второй недостаток в том, что для замены тормозной жидкости надо поднять машину полностью и снять все колёса. В домашних условиях это сделать сложно.

Алгоритм:

  1. Заглушите двигатель.
  2. Открутите крышку с расширительного бачка тормозной системы.
  3. Откачайте старую жидкость.
  4. Опустошите все контуры (используйте самодельное приспособление из бутылки и трубки).
  5. Закрутите все штуцеры в исходное положение.
  6. Залейте в расширительный бачок новую жидкость.
  7. Прокачайте все контуры по стандартной схеме.

Не забывайте, что в системе может оставаться воздух. Если педаль тормоза проваливается, значит он там есть. Прокачайте систему повторно. В некоторых случаях это может не потребоваться. Всё зависит от того, как вы заправляли и прокачивали жидкость при замене. Чем меньше спешили, тем больше шансов на успех.

Замена тормозной жидкости специальным приспособлением


Чтобы заменить тормозную жидкость без помощника, можно использовать специальное приспособление.

Комплектация:

  • ёмкость для автоматической доливки тормозной жидкости в расширительный бачок;
  • ёмкость для сбора старой жидкости с пневматическим механизмом;
  • прозрачные трубки;
  • переходники и штуцеры.

Стоит приспособление от 40 долларов и выше. Если хотите купить дешёвую модель, обратите внимание на трубки — они могут быть отвратительного качества.

Алгоритм замены тормозной жидкости с приспособлением:

  1. Откройте расширительный бачок.
  2. Откачайте старую жидкость (шприцом).
  3. Прикрепите к расширительному бачку ёмкость для автоматического пополнения уровня (предварительно налейте в неё новую тормозную жидкость).
  4. Установите первую сторону на домкрат.
  5. Снимите колесо.
  6. К штуцеру суппорта подсоедините ёмкость для сбора старой жидкости с пневмосистемой и трубкой.
  7. Открутите штуцер.
  8. Нажимайте на курок приспособления и откачивайте тормозную жидкость из контура до тех пор, пока в трубке не появится новая жидкость без воздуха.
  9. Повторите для всех контуров согласно схеме.
  10. Снимите приспособления и долейте тормозную жидкость до уровня MAX.

Аккуратно проверьте работоспособность тормозов.

ВИДЕО: замена тормозной жидкости