Загорается лампочка аккумулятора: Почему вдруг загорается лампа аккумулятора на панели приборов — Лайфхак

Содержание

Горит лампочка зарядки аккумулятора: причины и неисправности

Одним из самых важных элементов любого автомобиля является его приборная панель. Именно на ней отображаются основные индикаторы, которым при их активации следует уделить особое внимание. Существует целый перечень неполадок, о наличии которых свидетельствует активация определенного сигнала. Загоревшаяся лампочка аккумулятора — сигнал того, что к источнику питания больше не поступает заряд, что может спровоцировать возникновение проблем при запуске транспортного средства. По этой причине крайне не рекомендуется глушить двигатель для проведения каких-либо манипуляций. Осуществлять диагностику аккумулятора и генератора лучше всего непосредственно в гараже или доехав до места назначения.

Немного теории: схема работы

Чтобы решить существующую проблему, вы должны понимать суть взаимодействия генератора транспортного средства и источника питания (АКБ).

В процессе движения аккумулятор находится в режиме постоянной подзарядки напряжением 13,6-14,2 Вольт. С увеличением оборотов движка напряжение на выходе генератора возрастает. Но это недопустимо.

Чтобы ограничить напряжение в цепь возбуждения ротора врезается небольшое реле-регулятор. Его задача – снижение тока до нормального уровня (даже при существенном повышении числа оборотов).

Итог – поддерживание напряжения заряда АКБ на стабильном уровне. Если горит лампочка аккумулятора, то это свидетельствует об отсутствии зарядки со стороны генератора.

Как работает схема? После включения зажигания напряжение через предохранитель №10 (для ВАЗ-2107) подается на контрольную лампу заряда АКБ.

Далее напряжение «+12В» проходит через диод, встроенное реле-регулятор (о нем мы упоминали выше), щетку, контактное кольцо и обмотку.

Как только частота вращения ротора возрастает, повышается и фазовое напряжение. В результате напряжение на выводах сигнальной лампочки аккумулятора выравнивается, и она гаснет. При этом идет зарядка АКБ.

Причины по которым горит лампочка зарядки аккумулятора

На самом деле причин того, что загорелась лампочка аккумулятора и не гаснет существует множество. К ним можно отнести:

  • Ослабление натяжения ремня на генератор, его износ или повреждение;
  • перегорание предохранитель или ухудшение качества контакта в разъемах монтажного блока;
  • поломка реле-регулятора, диодного моста, дополнительных диодов;
  • появление обрыва в цепи возбуждения генератора;
  • снижение качества контакта на клеммах АКБ или выводе генератора;
  • износ щеток генератора;
  • отсутствие качественного контакта провода массы.

Что делать если горит лампочка зарядки аккумулятора?

В первую очередь выйдите из машины и на работающем двигателе производите замер напряжения на клеммах АКБ (зажимы ни в коем случае не снимайте).

Если зарядка идет, то напряжение должно быть на уровне 13.6-14,2 Вольт. При отсутствии заряда уровень напряжения будет намного ниже – около 12 Вольт.

Чтобы устранить проблему подготовьте следующие инструменты:

  • контрольную лампочку на двенадцать Вольт,
  • две отвертки (с плоским и крестообразным жалом),
  • мультиметр,
  • пассатижи,
  • ножик,
  • для зачистки контактов используйте наждачную бумагу.

Итак, приступим:

  1. Показания бортового вольтметра свидетельствуют о наличии заряда, сигнальная лампа заряда на приборной панели не горит, на клеммах аккумулятора около 12 Вольт, а сам АКБ почти разряжен.В такой ситуации зачистите места соединений проводов на самом источнике питания. Если эти мероприятия оказались бесполезны, измерьте уровень напряжения на клемме «30» самого генератора.Одним щупом мультиметра садитесь на эту клемму, а другим – на «массу». Если здесь напряжение намного выше, чем на АКБ, тогда зачищайте тридцатую клемму. При необходимости замените провод, идущий от генератора до аккумулятора.
  2. Вольтметр на приборной панели и лампа показывают наличие заряда, но АКБ разрядился.Напряжение на аккумуляторе при этом нормальное (около 14 Вольт). Включение нагрузки (к примеру, фар) приводит к смещению стрелки заряда в крайнее левое положение.Основная причина – слабое натяжение ремня на шкиве генератора (натяните ремень, а в случае его повреждения – замените). К такой проблеме может привести и пробой одного из диодов, а также обрыв фазной обмотки статора. Отключите зажигание и проверьте диоды мультиметром. В случае пробоя замените их.Проверьте щетки генератора. Для этого достаньте их и измерьте длину. Если она меньше пяти миллиметров, то щетки лучше заменить.
  3. При повороте ключа в замке зажигания сигнальная лампа заряда не горит, датчик заряда не срабатывает, зарядки на АКБ нет. Причина – перегорание предохранителя.Его обозначение – F10, номинал – 10 Ампер. В случае если установка нового предохранителя не дала результатов, то причину нужно искать в реле зажигания или самом замке.
  4. После включения зажигания заряда нет, все приборы работают, сигнальная лампа контроля не загорается.Проверка проста – снимайте проводок с клеммы «шестьдесят один» генератора и подключайте его напрямую к «минусу» (кузову автомобиля). Если лампочка загорается, то причина проблем – обмотка возбуждения генератора.Второй вариант – плохой контакт в разъеме. Если после зачистки результата нет, то существует риск перегорания самой лампы.
  5. При повороте ключа в замке зажигания лампа заряда горит, а после заводки продолжает свиться. При этом зарядки нет или появляется периодически. Причина – недостаточный контакт провода на разъеме с приборной панелью (он может окислиться).Напоследок проверьте реле-регулятор. Для этого на его контакты подайте напряжение с АКБ. Если на щетках есть 12 Вольт, то реле исправно. Если нет, то устройство подлежит замене.Если у вас появились проблемы с зарядкой АКБ (не гаснет сигнальная лампа или не загорается вовсе), то проверяйте все версии.Но, как правило, проблема всегда на поверхности, а причина – плохой контакт, перегоревшая лампочка или неисправное реле-регулятор. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

Идентификация неисправностей — аккумулятор

Зачастую сбои, которые влекут за собой отсутствие заряда, возникают при неисправности аккумулятора или проблемах с генератором.

Чтобы обнаружить отклонение в работе аккумулятора, достаточно сравнить показатели установленного в автомобиле и нового источника питания. В том случае, если при замене этой детали лампочка погаснет, можно с уверенностью делать вывод о том, что причиной сбоев стал вышедший из строя аккумулятор. Это может случиться в результате сульфитации пластин или же их замыкания. И если в первом случае можно реанимировать устройство путем ремонта, то во втором его придется заменить.

Также стоит помнить о том, то далеко не всегда проблемы, связанные с аккумуляторной батареей, свидетельствуют о поломке. Довольно часто источник питания просто разряжается. Проверить это достаточно просто. В том случае, если отметка уровня заряда аккумулятора ниже привычной нормы, источник питания нужно зарядить и установить в транспортное средство. Если после этого вам удалось завести автомобиль и индикатор погас, проблема устранена и можно без опасений дальше пользоваться этой аккумуляторной батареей. Но если требуемый уровень заряда даже после подзарядки восстановить не удалось, потребуется приобрести новую батарею.

Как определить сбои в работе генератора

В том случае, если после замены аккумулятора на новый индикатор зарядки не погас, причиной сбоя являются нарушения в работе генератора. Чтобы определить отсутствие подачи напряжения потребуется осуществить манипуляции в нижеприведенном порядке. Обязательно используйте средства индивидуальной защиты — каждую манипуляцию необходимо производить в резиновых перчатках во избежание поражения электрическим током. Итак, чтобы идентифицировать поломку вам потребуется:

Выключить двигатель, и отсоединить провода от аккумулятора.
Измерить напряжение на клеммах с помощью мультиметра. Оптимальный показатель должен находиться в пределах 12,5-12,7 В.
Присоединить провода, включить зажигание и снова повторить процедуру измерения напряжения. Показатель не должен превышать 13,5-14 В, и расти при увеличении оборотов.
Если при увеличении оборотов напряжение падает, это зачастую свидетельствует о том, что износились «щетки» генератора или же вышли из строя диоды в диодном мостике. Также причиной прекращения подачи заряда может быть ослабление или обрыв ремня. Убедиться в этом можно, осуществив визуальный осмотр. Нажмите пальцами на ремень, и, если он прогнется ниже, чем на 1,5 сантиметра, это напрямую свидетельствует об ослаблении натяжения.

Визуально водитель самостоятельно может определить и окисление клемм. Для этого нужно обратить внимание на провода генератора. В том случае, если они окислились, об этом будет свидетельствовать на только внешний вид, но и характерный запах гари.

Но также довольно часто случаются и глобальные проблемы с которыми не справиться даже опытному автолюбителю без квалифицированной помощи специалиста. При этом стоит отметить, что такие дефекты, как износившиеся «щетки» или диоды вполне устраняемые, а более серьезные проблемы (обрыв цепи или износ запчастей ротора) можно решить только путем замены генератора.

Устранение неполадок

Если вы выявили причину активации данного индикатора, самое время приступить к ее устранению. Ниже приведены основные проблемы и методы их решения:

  • устранить ослабление ремня или же его разрыв можно отрегулировав степень натяжения или прибегнуть к его замене;
  • для того чтобы очистить окисленные клеммы достаточно осуществить их зачистку с применением мелкозернистой наждачной бумаги;
  • в том случае, если батарея разрядилась в результате длительного функционирования электрических приборов при заглушенном двигателе, достаточно осуществить ее подзарядку;
  • при наличии различных внутренних повреждений необходимо обратиться к специалисту.

Такие неисправности, как вышедшие из строя «щетки» и провода генератора, а также обрыв обмотки или поломка реле не устраняются с помощью ремонта. В этом случае целесообразно заменить запчасть.

Выводы

Внимательно следя за показаниями приборной панели, вы сможете самостоятельно выявить проблемы в работе своего транспортного средства на первых порах и избежать серьезных последствий. Также обращаем ваше внимание, что в нашей компании вы всегда может заказать необходимые вам детали. Мы предлагаем выгодные цены и поможем вам сэкономить не только деньги, но и время, ведь вам не потребуется искать необходимую запчасть в магазинах. Мы гарантируем высокое качество и отменные эксплуатационные характеристики. Чтобы сделать заказ, звоните по контактному номеру телефона.

Почему загорается лампочка заряда аккумулятора

Основная часть энергии аккумулятора расходуется на включение  системы зажигания и запуска двигателя. Запуск мотора сопровождается значительным потреблением электрического заряда аккумулятора и чтобы обеспечить многократную заводку двигателя, электрическая сеть автомобиля оснащена системой подзарядки. После пуска мотора генератор вырабатывает электроэнергию, часть которой подается на АКБ для восстановления заряда.

Подзарядки аккумулятора требует постоянного контроля со стороны водителя. Если система работоспособна, то при включении зажигания контрольная лампа зарядки аккумулятора загорается на несколько секунд на холостых оборотах, что сигнализирует, что цепь «генератор-аккумулятор» в исправном состоянии. После запуска мотора контролька лампочки аккумулятора должна гаснуть, указывая на то, что батарея заряжается.

Если же сигнальная лампа аккумулятора продолжает гореть или загорелась заново на панели приборов,  то нужно принимать меры.  Иначе автомобиль может заглохнуть в пути, или после очередной остановки двигателя завести его снова уже не удастся.

Лампа аккумулятора может гореть по-разному. В одном случае она не гаснет после запуска мотора или загорается ярким светом на ходу. В другом – гореть и только при определенных условиях работы двигателя. К примеру, тускло гореть на средних оборотах, но при снижении оборотов интенсивность свечения увеличивается.

Как работает система подзарядки?

Cхема подключения лампочки зарядки аккумулятора

Чтобы определиться с причинами этих проблем, рассмотрим упрощенно электрическую цепь подзарядки. Она в себя включает генератор, аккумуляторную батарею, блок предохранителей, замок зажигания и контрольную лампу на приборной доске.
Электрическая цепь подзарядки включает в себя две ветки:

  1. Первая идет от АКБ к одному из выводов генератора, а от него – через замок и блок предохранителей провод тянется к контрольной лампочке.
  2. Вторая ветка тянется от регулятора напряжения генератора и также идет к выводу лампочки аккумулятора.

Работает все очень просто: при включении замка зажигания ток от батареи через генератор и блок предохранителей поступает на контрольную лампу. Поскольку генератор не вырабатывает энергию, то на второй ветке цепи напряжение отсутствует. За счет разности потенциалов на выводах лампы, подающееся напряжение приводит к загоранию контрольки, что указывает на целостность цепи.

После запуска мотора электроэнергия вырабатывается генератором и подается на обе ветви электрической цепи, что приводит к выравниванию потенциала на выводах лампочки аккумулятора, и она гаснет. Поскольку генератор и аккумулятор напрямую связаны первой ветвью, то напряжение подается и на батарею для подзарядки.

Если лампа аккумулятора загорелась при работающем двигателе, это указывает на появление разности потенциалов на выводах лампы, которое может появиться по различным причинам. Поскольку электрическая цепь системы подзарядки аккумуляторной батареи очень проста, то обнаружить причину горящей на ходу контрольной лампы не так уж и сложно.

Отметим, что загорание лампочки не всегда указывает на то, что зарядка на батарею не поступает. Неисправность может возникнуть на участках цепи от генератора до лампы, что приводит к разности потенциала, из-за которой контролька будет гореть. Но если генератор в порядке, то при работающем двигателе он будет подавать напряжение на батарее.

Понять, где возникла поломка – в генераторе или цепи, достаточно просто даже в дороге. При заведенном моторе снимаем «плюсовую» клемму с аккумулятора. Если при этом мотор продолжит работать, то генератор запитывает бортовую сеть, то есть, он свою функцию выполняет. А вот если мотор остановиться, нужно разбираться, почему генератор не питает сеть.

Причины загорания лампы

Если загорелась лампочка аккумулятора на панели приборов, то все причины загорания контрольки при работающем двигателе разделяются на две части – проблемы с проводкой и неисправности составных элементов, которые включает в себя электрическая цепь.
Что касается проводов, то лампочка загорается из-за:

  • обрыва;
  • отсоединения выводов;
  • окисления контактов или клемм АКБ.

Если снятие клеммы показало, что генератор – рабочий, но лампа при этом горит осмотрите доступные участки проводов и  их соединения, аккумуляторные клеммы. Внимательно осмотрите выводы на самом узле электрического питания, поскольку они замокают и окисляются.
Помимо проводки лампочка может гореть из-за неисправностей:

  • генератора;
  • регулятора напряжения;
  • предохранителя;
  • диодного моста.

Если генератор неисправен, то при отключении клеммы от АКБ, двигатель заглохнет, поскольку система зажигания обесточена.

Плохое натяжение ремня генератора — одна из причин.

Но отметим, что неисправность генератора проявляется свечением с меняющейся в зависимости оборотов двигателя яркостью. Недостаточное натяжение приводного ремня, сильный износ графитных щеток и контактных дорожек сказываются на производительности этого узла при разных оборотах двигателя. Устранить такие проблемы с зарядкой АКБ можно только путем проведения ремонта или замены узла.

Если лампочка заряда аккумулятора загорается с меняющейся яркостью свечения, то это происходит и из-за неисправностей регулятора напряжения и диодного моста. Эти элементы не ремонтируются и восстановить работоспособность системы подзарядки можно только путем замены.

А вот неисправность предохранителя выявить несложно. Если он перегорел, то при включенном зажигании лампочка гореть не будет. Но после запуска мотора она загорится.

Движемся на заряде АКБ

Если лампа загорелась на ходу, а найти и устранить неисправность не получается, то до места добраться можно и на заряде аккумулятора. Если аккумулятор заряжен, то заряда хватит на 40-50 км пути, но при условии минимального расхода  энергии. Поэтому для дальнейшего передвижение отключите лишних электропотребителей (музыку, радио и т.д). Включенными следует оставлять только те элементы, которые обеспечивают безопасность движения (фары, поворотники и т.д.).

Видео: Горит лампа зарядки аккумулятора.

Могу ли я ездить с включенным индикатором автомобильного аккумулятора?

  Последние сообщения

Задачи по подготовке вашего автомобиля к зиме
4 быстрых совета по экономии топлива
Как завести машину
Как узнать, когда ваши амортизаторы вышли из строя
Топ-5 наиболее распространенных услуг по техническому обслуживанию автомобилей

  Категории

Новости компании (7)
Шины — 101 (7)
Автосервис — 101 (13)
Автосервис 101 (163)
Шины 101 (70)

29 марта 2021 г.

Если и есть что-то, что может испортить вам день, когда оно выйдет из строя, так это автомобильный аккумулятор. Это наиболее распространенная причина поломки и может доставлять серьезные неудобства. В большинстве случаев разряженная батарея случается, когда вы меньше всего этого ожидаете, например, перед уходом на работу, когда вы уже опаздываете, или как только вы отправляетесь в поездку. У вас, вероятно, возникнут вопросы о вашем автомобильном аккумуляторе, когда это произойдет. Теперь вы можете знать, почему это может произойти, и что нужно знать, прежде чем это произойдет.

Почему у меня горит индикатор батареи?

Когда на приборной панели горит индикатор аккумулятора, этот индикатор может быть единственным предупреждающим знаком перед разрядкой аккумулятора. Не игнорируйте это! Существуют и другие предупреждающие признаки, такие как случайные задержки запуска двигателя, постепенное затемнение фар или время от времени некоторые из ваших электрических аксессуаров перестают работать. Но автомобильные аккумуляторы трудно предсказать. В зависимости от ваших привычек вождения индикатор аккумулятора может быть единственным индикатором. Например, если вы не так часто водите машину или вам не приходится регулярно ездить на работу и с работы, вы можете пропустить эти предупреждающие знаки. И больше людей работают из дома, чем когда-либо прежде.

Общие причины, по которым горит индикатор батареи, включают:

  • Аккумулятор разряжен или слаб.
  • Кабели батареи ослаблены.
  • На клеммах аккумулятора слишком много кислотной коррозии.
  • Генератор не заряжает аккумулятор.
  • Батарея бракованная от производителя.

Распространенной причиной разряда аккумулятора является длительное включение фар при выключенном двигателе. Поэтому обязательно проверяйте настройки фар, чтобы убедиться, что они всегда гаснут при выходе из машины. Все вышеперечисленные причины могут возникнуть независимо от возраста вашей батареи. Хорошая новость заключается в том, что все они могут быть быстро исправлены.

Безопасно ли ездить, когда горит индикатор автомобильного аккумулятора?

Как правило, индикатор автомобильного аккумулятора означает, что аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить. Но может быть другая проблема с электричеством, из-за которой загорается свет. Хотя для вас физически относительно безопасно водить машину с включенным светом, это небезопасно для гарантии того, что вы доберетесь до места назначения без поломки; это также небезопасно для других компонентов, на которые может повлиять разряженная батарея, таких как генератор переменного тока или компьютеризированные аксессуары. Электрическая система представляет собой замкнутую систему. Когда один из электрических компонентов перестает работать должным образом, могут возникнуть другие дорогостоящие повреждения. Ездить, когда горит индикатор автомобильного аккумулятора, просто не лучшая идея. Мы также рекомендуем всегда держать в автомобиле набор соединительных кабелей.

Есть ли способы продлить срок службы моей батареи?

Лучший способ продлить срок службы батареи — поддерживать ее полный заряд. Хотя генератор переменного тока делает это сам по себе, бывают случаи, когда необходима подзарядка, особенно при более низких температурах. Если батарея остается разряженной в течение длительного периода времени, могут появиться мертвые элементы. Как только в батарее есть разряженные элементы, даже всего один, батарея больше не используется и должна быть заменена. Еще один фактор — чистота. Клеммы аккумуляторной батареи и кабели необходимо периодически очищать, чтобы предотвратить накопление кислотной коррозии. Кислотная коррозия может помешать зарядке аккумулятора и сократить срок его службы.

Связанный: Как долго служат автомобильные аккумуляторы  

Самое активное и безопасное, что вы можете сделать, чтобы убедиться, что у вас нет разряженной или неисправной батареи, — это провести выборочную проверку батареи. Как правило, это следует делать каждые шесть месяцев, если вы не испытываете каких-либо предупреждающих признаков, описанных выше.

Свяжитесь с местным представителем United Tire 

Если срок службы вашей батареи подходит к концу или возникли какие-либо из вышеперечисленных проблем, мы рекомендуем вам связаться с нами и назначить встречу! Позвоните в местное представительство United Tire или запишитесь на прием онлайн с помощью нашего расписания обслуживания.

  Теги:
батарея

  Опубликовано в:
Auto Repair 101

Индикатор аккумулятора на автомобиле: что это значит

Как и большинство водителей, вы, вероятно, тратите больше времени на размышления о плейлистах для поездок, чем на аккумулятор вашего автомобиля. Но когда на машине загорается индикатор аккумулятора, нужно знать, как реагировать. Здесь мы ответим на самые распространенные вопросы о батареях, в том числе о том, что делать, если вы видите, что индикатор батареи горит.

ДЛЯ ЧЕГО НАЗНАЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОГО СВЕТИЛЬНИКА В АВТОМОБИЛЕ?

Индикатор аккумулятора, также называемый индикатором аккумулятора на приборной панели, предназначен для того, чтобы сообщить вам о проблеме с аккумулятором или системой зарядки вашего автомобиля. Это может указывать на то, что ваша батарея повреждена или изношена, или что система зарядки каким-то образом неисправна. Когда у вашего автомобиля возникают эти проблемы, вы часто замечаете и другие симптомы неисправности аккумулятора. Возможно, машина не переворачивается, или машина глохнет при включении. Вы можете услышать щелчок при попытке запустить двигатель. У вас также может быть радио, которое не включается, или электрические стеклоподъемники, которые медленно поднимаются.

ПОЧЕМУ ГОРИТ ЛАМПОЧКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА АВТОМОБИЛЕ?

Горящий индикатор батареи может быть вызван рядом проблем, включая:

  • Ослабленный или корродированный кабель батареи
  • Проблема с генератором или регулятором напряжения
  • Поврежденные элементы или пластины внутри батареи
  • Неисправность проводки в системе электрозарядки автомобиля

Независимо от того, какие симптомы вы замечаете, индикатор аккумулятора говорит вам простую истину: у вас проблемы с аккумулятором, и ваш автомобиль не получает от аккумулятора достаточного тока для правильной работы. Это означает, что пришло время действовать, начиная с простого обслуживания.

У МЕНЯ ГОРИТ ЛАМПОЧКА АККУМУЛЯТОРА. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?

Если вы видите, что в машине горит индикатор аккумулятора, не волнуйтесь. Есть несколько простых шагов, которые вы можете предпринять, прежде чем пытаться запустить аккумулятор или отдать его в ремонт. Сначала определите, горит ли индикатор батареи всего несколько секунд или горит постоянно. Это нормально, когда свет на мгновение загорается, когда вы заводите машину, и вскоре после этого он обычно гаснет. Если индикатор продолжает гореть, это означает, что требуется дополнительное внимание.

КАК Я МОГУ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ ПРОБЛЕМЫ С АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ?

Если вам удобно работать с автомобилем самостоятельно, вы можете решить проблему без профессиональной помощи, особенно если это незначительная проблема, такая как коррозия или ослабленные хомуты. Прежде чем приступать к ремонту, не забудьте ознакомиться с руководством пользователя и надеть защитные перчатки. Затем выполните следующие действия, чтобы начать устранение неполадок.

1. ПРОВЕРКА НА КОРРОЗИЮ

В жаркие летние месяцы или в регионах с более теплой погодой в некоторых автомобилях на клеммах аккумуляторной батареи может появиться коррозия. Чтобы найти коррозию, осторожно снимите все крышки с клемм в верхней части аккумулятора. Если вы видите белое или зеленоватое вещество на клеммах или рядом с ними, это коррозия. Коррозия может помешать правильному прохождению тока от аккумулятора к критическим системам вашего автомобиля.

К счастью, очистить батарею и удалить коррозию самостоятельно несложно и недорого. Во-первых, купите чистящее средство для аккумуляторов в местном магазине или смешайте собственный раствор с пищевой содой и водой. Сняв крышки клемм, отсоедините кабели аккумуляторной батареи, начиная с отрицательного (черного) кабеля в первую очередь и заканчивая положительным (красным) кабелем. Протирайте клеммы аккумулятора и концы кабелей раствором до тех пор, пока коррозия не исчезнет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *