Различие между антифризом и тосолом: в чем отличие и что выбрать?

Содержание

Тосол и антифриз: есть ли отличия?

11-07-2020
56246

Даже начинающие автомобилисты понимают, что бесперебойная работа машины во многом зависит от охлаждающей жидкости, залитой в радиатор либо специальный бак. Но как понять, какая из них лучше? Что выбрать — тосол или антифриз? Есть ли у них отличия, каковы плюсы и минусы обоих средств? Давайте разберемся.


Ищем различия


Итак, в чем разница между антифризом и тосолом?


Тосол — средство, производящееся исключительно в постсоветских странах. Его начали изготавливать во времена, когда импортные товары были практически недоступны. Сначала это было имя собственное, но позднее оно превратилось в нарицательное, и тосолом стали именовать любую охлаждающую жидкость отечественного производства. Антифриз — его зарубежный брат-близнец. По сути, тосол является тем же антифризом, то есть незамерзающим составом, оба продукта выполняют идентичные функции и состоят из этиленгликоля с различными добавками.


То есть различие между тосолом и антифризом всего одно – состав. Как правило, заграничные бренды применяют органические добавки, а у российских изготовителей в ходу неорганические. Таким образом, тосол считается менее совершенным. Впрочем, минеральные антифризы класса G11 также имеют в основе неорганические присадки и по характеристикам полностью аналогичны нашему тосолу.


Соответственно отличается и срок службы данных средств: минеральных антифризов, к коим относится и тосол, хватает на 50 000 км, а органических — на 250 000 км пробега.


И, конечно, водителей волнует, что дольше держит температуру, антифриз или тосол. На этот вопрос невозможно ответить однозначно, поскольку на свойства жидкости влияет не название, а набор присадок, входящих в ее состав. Исходя из этого, более качественным признают антифриз класса G12 и выше.


По этой же причине сложно судить о плюсах и минусах антифриза и тосола в целом. Корректнее сравнивать конкретные марки средств, обращая внимание на их расход на каждые сто километров, влияние на радиатор и запчасти из алюминия и другие критерии. Но на практике хороший антифриз всегда выигрывает у тосола, хоть и стоит дороже.


Охлаждающие жидкости от «АльфаХим»


Компания «АльфаХим» предлагает клиентам качественный синий тосол, который подойдет для любой системы охлаждения двигателя, и антифризы разных классов.


Наш тосол отвечает требованиям ГОСТов и характеризуется химической стабильностью, отличной теплоемкостью, повышенной теплопроводностью, малой вязкостью, негорючестью, отсутствием пены и температуры кипения. В серию входит три вида жидкости с различной температурой замерзания.


Также в ассортименте продукции «АльфаХим» представлены антифризы G11 и G12, расфасованные в пластиковые канистры от одного до десяти литров (для розницы) и в емкости на 200—1000 литров (для опта).

Какого цвета тосол и какого антифриз: красный или зеленый

В случаях, когда необходимо определить, какой тип охлаждающей жидкости (ОЖ) используется, нельзя ориентироваться на её цвет. Этот параметр не регулируется международным стандартом, поэтому один и тот же продукт, произведенный в разных странах, может быть разного оттенка.

Тосол может быть синего или красного цвета, из-за чего его можно спутать с антифризом, где используются те же красители.

Содержание:

  • 1 Зачем подкрашивают ОЖ?
  • 2 Разница между антифризом и тосолом
    • 2.1 Состав тосола
    • 2.2 Состав антифриза
  • 3 Как отличить тосол от антифриза?
  • 4 Виды ОЖ
    • 4.1 G11 – cиний и зелёный цвета
    • 4.2 G12 и G12+ – красный цвет
    • 4.3 G12++ – малиновый и фиолетовый цвета
    • 4.4 G13 – жёлтый и оранжевый цвета
  • 5 Можно ли смешивать разные виды ОЖ?
    • 5.1 Видео-эксперимент: что будет, если смешать разные виды ОЖ

Зачем подкрашивают ОЖ?

Основные компоненты любой охлаждающей жидкости – очищенная вода и этилен. Поэтому состав прозрачный. Чтобы различать жидкости между собой, их окрашивают в разные цвета. В разных странах существуют свои цветовые стандарты для разных ОЖ.

Есть ещё несколько причин, по которым производители предпочитают подкрашивать охлаждающую жидкость:

  • Во-первых, так удобнее определять уровень жидкости в бачке.
  • Во-вторых, если жидкость цветная, то проще установить, протёк ли контур.

ВАЖНО: Краситель никак не влияет на функциональные свойства ОЖ.

Разница между антифризом и тосолом

Охлаждающие жидкости отличаются в первую очередь по составу, который определяет сферу их применения и основные свойства.

Состав тосола

Отечественный тосол состоит из дистиллированной воды, этиленгликоля, смеси неорганических кислот и присадок, в роли которых могут выступать силикаты, нитриты и фосфаты. Присадки добавляют для того, чтобы жидкость не пенилась. Кроме того, они придают ОЖ антикоррозийные свойства. Из-за наличия силикатов и фосфатов в составе тосола образуется нерастворимый осадок, из-за которого детали могут со временем выйти из строя.

Тосол необходимо менять примерно каждые 30 тыс. км пробега, так как он теряет охлаждающие свойства.

Состав антифриза

В основе антифриза те же компоненты, что и у тосола, но из добавок добавляют только антикоррозийные компоненты. Их особенность в том, что оксидная плёнка образуется только в местах, которые уже начали окисляться, в то время как от тосола образуется однородная оксидная плёнка. Благодаря этому свойству, при использовании антифриза не снижается эффективность работы охлаждающих систем. Кроме того, антифриз высокого качества не даёт нерастворимого осадка и рассчитан минимум на 100 тыс. км пробега.

Как отличить тосол от антифриза?

Самый быстрый способ определить, какая из жидкостей налита, – проанализировать запах и текстуру.

У антифриза аромат практически отсутствует, а у тосола – специфический сильный химический запах. Наощупь антифриз маслянистый и плохо смывается с рук. Тосол тоже имеет маслянистую текстуру, но она не так явно выражена.

  • Более безопасный вариант проверки – смешать в стакане жидкость с водой. Нужно сделать раствор, где ОЖ и вода будут смешаны в пропорции один к одному. Смесь тщательно перемешивается, после чего стакан на время нужно отставить. Если раствор расслоится, то в машине был использован тосол, потому что антифриз высокого качества хорошо перемешивается с водой.
  • Более сложный, но в то же время более точный способ – измерить плотность жидкости. Для этого потребуется специальный прибор. Эксперимент нужно проводить при комнатной температуре. Плотность антифриза находится в пределах 1,073 – 1,079 г/см³, а тосола – 1,065 г/см³.

Виды ОЖ

По цвету охлаждающей жидкости можно определить, к какому классу она относится. В Российской Федерации принята следующая классификация:

G11 – cиний и зелёный цвета

ОЖ класса G11 создают по силикатной технологии, именно этот вид присадок обеспечивает антикоррозийные свойства состава. Кроме силикатов, в антифриз синего или зелёного цвета могут добавлять фосфаты. Такая ОЖ образует защитную плёнку на участках, которые уже поражены коррозией.

Смесь имеет ограниченный срок использования, который обычно определяют в пределах 2-3 лет.

Тосол синего цвета – это Тосол А40, температура замерзания которого составляет -40 градусов.

G12 и G12+ – красный цвет

 

Для создания ОЖ класса G12 или G12+ используют карбоксилатную технологию. В состав таких смесей входят силикаты и механические примеси. Кроме этого, в ОЖ G12 добавляют карбоксилаты (органические элементы), чтобы защитить детали от коррозии. Антифриз красного цвета создаёт цельный защитный слой, который предотвращает появление очагов ржавчины. Такая ОЖ отличается хорошими смазывающими свойствами, к тому же она не пенится благодаря присадкам.

Срок службы составляет примерно 5 лет, после чего жидкость нужно менять, так как она теряет свои свойства.

Тосол красного цвета – это Тосол А65, температура замерзания которого составляет -65 градусов.

G12++ – малиновый и фиолетовый цвета

При изготовлении охлаждающих жидкостей класса G12++ используется лобридная (или биполярная) технология. Для профилактики коррозии металлов в смесь добавляют состав из минеральных компонентов и органических кислот. ОЖ G12++ содержат кремниевые соединения, которые защищают от повреждений детали, сделанные из алюминиевого сплава.

Срок эксплуатации у малиновых и фиолетовых антифризов в среднем составляет 10 лет. После этого ОЖ нужно менять, так как она теряет свои свойства.

G13 – жёлтый и оранжевый цвета

ОЖ с маркировкой G13 создаются на основе не этиленгликоля, а пропиленгликоля. Этот компонент безопасен для окружающей среды и для человека. В качестве присадок используются минеральные элементы и органические кислоты, основная задача которых – предотвратить коррозийные процессы.

Можно ли смешивать разные виды ОЖ?

Некоторые виды охлаждающих жидкостей можно смешивать между собой. Крайне важно, чтобы в составе у них были присадки одного типа, иначе велика вероятность, что машина быстро выйдет из строя.

Обычно автопроизводитель отдельно прописывает в сервисной документации, антифриз каких цветов и свойств нельзя смешивать.

Таблица 1 – Смешивание антифризов

Марки антифриза Охлаждающая жидкость в системе
Тосол G11 G12 G12+ G12++ G13
Охл. жидкость на долив Тосол Можно Можно Нельзя Нельзя Нельзя Нельзя
G11 Можно Можно Нельзя Нельзя Нельзя Нельзя
G12 Нельзя Нельзя Можно Нельзя Нельзя Нельзя
G12+ Можно Можно Можно Можно Нельзя Нельзя
G12++ Можно Можно Можно Можно Можно Можно
G13 Можно Можно Можно Можно Можно Можно

Видео-эксперимент: что будет, если смешать разные виды ОЖ