Содержание
10 фактов о Lada Priora, которые вы не знали
В этом материале мы собрали интересные факты биографии самой «старшей» модели в линейке Lada. Знатокам будет приятно освежить память, а молодому поколению – узнать довольно неожиданные вещи.
В конце июля 2015 года мы побывали на производстве Приоры, убедились, что до него докатились новейшие стандарты Renault-Nissan, и провели опрос наших читателей – нужно ли и дальше выпускать Lada Priora? Ответы на вопрос «быть или не быть» разделились почти точно пополам, но с небольшим перевесом в сторону «быть». Размышляя над полученными результатами, мы вспомнили историю этого автомобиля – в десяти коротких абзацах.
Факт № 1
Первый прототип автомобиля Lada 2170 был представлен в августе 2003 года на автосалоне в Москве. Уже тогда этот концепт отчётливо напоминал нынешнюю Приору, разве что ряд деталей экстерьера был ещё не проработан. Но в серию машина пошла лишь 3 с половиной года спустя, в марте 2007 – завод был занят запуском другой модели, которая тоже небыстро добиралась до конвейера и добралась лишь к ноябрю 2004, – Lada Kalina. Кстати, по сравнению с Калиной (уж не говоря о прародительнице Приоры, «десятке») проект Lada Priora был реализован довольно быстро.
Факт № 2
Своё имя Lada Priora получила не сразу. Показанный в 2003 году седан фигурировал только под индексом 2170, а название «Priora» появилось только на хэтчбеке, который показали, как и седан, на автосалоне в Москве, но годом позже – в 2004. Ещё год спустя был представлен концепт универсала. К старту продаж всё семейство новых автомобилей именовалось Lada Priora. Официальной расшифровки или перевода на русский у названия не было и нет (кроме самоочевидной коннотации с «приоритетом»), некоторые источники трактуют его как «первенство», а популярный онлайн-переводчик несколько неожиданно переводит это слово с итальянского как… «настоятельница».
Факт № 3
Lada Priora – это глубокая модернизация семейства ВАЗ-2110 (или Lada 110), которое стартовало в производстве в 1996 году. На пути от «десятки» к Приоре инженеры внесли порядка 1000 изменений в конструкцию; в то время на АВТОВАЗе внедряли методы компьютерного проектирования, «обкатывая» новые технологии на проекте Lada Kalina, и накопленный опыт очень пригодился и на Приоре.
Факт № 4
Продажи седана Lada Priora (ВАЗ-2170) начались в апреле 2007 года. Первой в продажу пошла комплектация «Норма» с подушкой безопасности водителя, передними стеклоподъёмниками и электроусилителем руля. Первую товарную партию заранее отправили дилерам, и они полностью реализовали её за первый же день продаж.
Факт № 5
На самом старте производства у Приоры был только один двигатель – 1,6-литровый, 16-клапанный, выдающий 98 л.с. Через полтора года, в сентябре 2008, появился более бюджетный вариант автомобиля – на Приору стали ставить 87-сильные восьмиклапанные моторы. Коробка поначалу была тоже только одна – 5-ступенчатая «механика», впоследствии подвергавшаяся модернизации. Сейчас же линейка моторов Приоры состоит из двух «16-клапанников» (98 и 106 л.с.), а вариантов трансмиссии тоже два – МКПП или роботизированная АМТ.
Факт № 6
На первых Приорах ручки дверей были как на «десятках» – чтобы открыть дверь, нужно было приподнять ручку. Более распространёнными сейчас «вытяжными» ручками Приора обзавелась только в феврале 2008 года. Тогда же стало известно о том, что Приора и Калина будут первыми отечественными машинами, получившими кондиционер. В мае 2008 года поступили в продажу первые Lada Priora с кондиционером. А вот со штатной аудиосистемой – только спустя пару лет, в апреле 2010. Зато система ABS и парктроник появились на Приоре гораздо раньше – в октябре 2007 и в феврале 2008 года соответственно.
Факт № 7
После запуска в производство новой модели некоторое время машины семейств Priora и Lada 110 выпускались параллельно, но Приора довольно быстро вытеснила модель-предшественницу: в марте 2008 года запустился седан Приора, ВАЗ-2170, в феврале 2008 – хэтчбек ВАЗ-2172, а в мае 2009 – ВАЗ-2171. Позднее выпускались также и мелкосерийные модификации – удлиненная Priora Premier, трёхдверная Priora Coupe и спортивная Priora TMS.
Факт № 8
Перед разработчиками Приоры стояла задача вывести машину на новый уровень по пассивной и активной безопасности. И это удалось – в сравнении с прежними моделями АВТОВАЗа это был безусловный шаг вперёд. Нельзя, правда, не вспомнить, что до 3 звёзд Euro NCAP Lada Priora дотянула, уже будучи серийным автомобилем, – в октябре 2008 года, после внедрения ряда улучшений по кузову, повышающих пассивную безопасность. Плюсом к этому шли подушки безопасности (одна в простых комплектациях, две в «люксе», а впоследствии – и боковые подушки в передних сиденьях) и ремни с механизмом преднатяжения. Приора получила несколько важных элементов и по активной безопасности – ABS, парктроник, датчики света и дождя…
Факт № 9
Так получилось, что Приора, как будто благодаря названию, в некоторых моментах действительно стала для АВТОВАЗа первой. Первая Lada с подушкой безопасности в базовой комплектации, первая Lada, успешно прошедшая международные тесты на безопасность пешехода, первая Lada c роботизированной коробкой АМТ.
Седан с чёрной крышей – уже реальность, а остальные типы кузова в спецверсии – пока наша фантазия. Мы провели опрос на тему, какая Приора с чёрной крышей была бы наиболее востребованной, – первое место практически поделили седан и универсал.
Факт № 10
За последние годы Приора пережила несколько важных вех: появились электронная педаль газа и навигатор ГЛОНАСС/GPS, стартовала программа улучшения потребительских свойств, были произведены фейслифт и обновление интерьера с установленной на люксовых вариантах мультимедийной системой, появилась спецверсия с чёрной крышей… С 2007 года по настоящее время выпущено уже свыше 900 000 автомобилей Lada Priora… Будет ли миллион?
«Колеса.ру»
Lada Priora и Kalina оснастят навигаторами ГЛОНАСС. | 59.ru
Все новости
В Госдуме оценили вероятность второй волны мобилизации: новости СВО за 4 января
Теплый Новый год. Смотрим, как пермяки отдыхали в ледовом городке и других локациях, пока не ударили морозы
«Я прям кайфую»: молодая мама уехала из города в деревню и стала зарабатывать на блоге — посмотрите, как она живет
Вы уже видели? Смотрим, как в Перми в честь Нового года подсветили Коммунальный мост
Местами аномальные морозы. МЧС предупредило пермяков о похолодании и гололеде
Один такой на весь мир. История вундеркинда Димы, который с 5 лет говорит на китайском
В 2023 году в Перми откроют обновленный манеж «Спартак» и новый бассейн
Дефолт будет? Отвечаем на главные вопросы 2023 года вместе с астрологом
«Не можешь кончить? Бери шприц». Первый порнорежиссер России — о выборе актрис, фейковой сперме и деньгах
В Прикамье из-за схода вагонов погиб железнодорожник
Готовьте миллионы: 5 огромных штрафов, с которыми мы будем жить в 2023 году
В Перми нашли живым пенсионера, не вернувшегося домой после прогулки в парке
«Пьяные мужчины понесли куда-то». Снегурочка Забава рассказала о своих самых странных корпоративах
В Перми на неделю перекрыли участок улицы Рабочей
В Минобороны сообщили, что число погибших военных в Макеевке выросло до 89 человек
«Камерное» ОСАГО, дорогой техосмотр и обновленные ПДД: какие изменения ждут водителей в 2023 году
Удон, фунчоза и другая азиатская и обычная лапша: разбираем с пермским гастроэнтерологом, что полезнее и от чего не толстеют
«Нашли черную плесень в голове»: дочери пытаются доказать, что их отца, заболевшего ковидом, загубили врачи
Умер последний председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов
В Совфеде предложили лишить Валерия Меладзе российского гражданства за поддержку Украины. Что артист ответил на это
Путин позвонил девочке, открытку которой выбрал на «Елке желаний»
Врач-реаниматолог из пермской ГКБ № 4 Ирина Сирина получила знак «Отличник здравоохранения» РФ
Крольчата, вперед: 20 лучших детских имен для 2023 года — с ними малыши станут счастливыми и богатыми
Детский музейный центр в Перми временно не работает из-за аварии на теплосетях
Красивые, горячие, полезные: публикуем рецепты идеальных зимних напитков (их легко сделать дома)
Поисковики ищут записи с видеорегистраторов автомобилей, проезжавших мимо остановки «Давыдова»
На трассе Полазна — Чусовой трактор, чистивший снег, раздавил Volkswagen: водитель погиб
«Три дня отдыхают, а дальше не знают, чем заняться»: в Госдуме предложили сократить новогодние праздники для россиян
«У нас шок»: как 9-летняя девочка, живущая на острове, пыталась выиграть инвалидную коляску на конкурсе лайков
В Перми объявили срочный сбор на поиски пенсионера, который ушел в Балатовский парк на прогулку и не вернулся
В аварии на трассе Пермь — Екатеринбург погибли 5-летний ребенок и 22-летняя девушка
В 2023 году в Перми отремонтируют два парка отдыха и создадут новую экотропу
«В стрингах неудобно»: история владельца шиномонтажки, который по ночам работает стриптизером
Андрюха, у нас труп! Что вы помните из главного (и любимого) сериала про ментов
ФССП Прикамья может возглавить бывший главный пристав Чеченской Республики
«Просто добавь воды»: как приготовить идеальную яичницу. Советы журналиста, который каждое утро (!) ее готовит
Подросток погиб и 8 человек пострадали в двух ДТП на трассе Пермь — Екатеринбург
«Мы уйдем на низкий уровень и будем там сидеть»: экономисты — о том, что будет с экономикой и рублем в 2023 году
«Дефицит есть». Летчик Леха — о том, с кем будем летать дальше и как поменялись пассажиры
Все новости
На первом этапе подобными системами оборудуют 10-15 тысяч машин Lada Priora. В 2010 году ГЛОНАСС начнут ставить также на модели семейства Kalina (в отдельных комплектациях). Проект находится на финальной стадии согласования. Стоимость первого этапа проекта — несколько десятков миллионов долларов.
>
Lada Priora получит мультимедийную систему в базовой и топовой комплектациях. В базовую версию войдут CD/MP3-ресивер, дисплей и парктроник. В топовой комплектации к ним добавят DVD-ресивер с монитором, GSM и ГЛОНАСС-GPS-приемник.
Навигатор разместят на специальном поворотном механизме: выходя из машины, водитель сможет спрятать систему в приборную панель.
Также «АвтоВАЗ» ведет переговоры со структурами АФК «Система» по установке в платформы модуля скоростного мобильного интернета.
Навигатор GPS/ГЛОНАСС встраивают в корпус мультимедийного устройства, с вынесенным на мягкую накладку панели приборов ЖК-экраном.
PRM.RU
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Что я смогу, если авторизуюсь?
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Как летали самолеты до GPS
Современная авионика сделала навигацию наименьшей из проблем для любого пилота, а компьютеры выдавали точные координаты маршрута. И все же, как летали самолеты до того, как GPS стал стандартным навигационным инструментом? Самолеты использовали различные методы навигации до GPS, включая счисление пути, астрономическую навигацию и многое другое.
История
Когда самолеты впервые поднялись в небо в 1900-х годах, в полетах использовались визуальные средства для всех навигационных целей с очень небольшим количеством оборудования. Однако с введением в военное использование самолетов, летающих на больших высотах и на большие расстояния, точная навигация стала необходимой для любого полета.
Разумеется, самолеты могли использовать бортовые радиостанции для связи с землей, получая инструкции от наземного экипажа. Несмотря на то, что это работало во время взлета и посадки, радио имело ограниченный радиус действия с точки зрения расстояния, а это означало, что связь становилась невозможной, когда самолет находился на расстоянии нескольких сотен миль. Вместо этого экипажи использовали несколько ручных способов расчета своего местоположения.
Астрономическая навигация была распространенным методом определения местоположения самолета, когда навигаторы использовали секстант с пузырьками для расчета положения самолета относительно солнца, луны или звезд. Этот метод использовался вплоть до реактивной эры в 19 веке.60-х годов, а ранние 747-е даже имели порт для секстанта на крыше кабины.
Фото: Getty Images
Счисление пути было еще одним распространенным методом навигации в дальних полетах. С помощью этого процесса навигаторы будут использовать ранее известные положения для оценки текущего положения самолета с использованием скорости и времени полета. Хотя погода могла помешать этим оценкам, это был относительно точный способ вычислить местоположение самолета.
Чтобы лучше предоставлять информацию во время полета, наземные базы будут использовать систему, известную как дальняя навигация (LORAN). Два наземных радиопередатчика будут посылать друг другу сигналы с заданным интервалом, позволяя штурманам самолетов использовать разницу во времени для определения своего точного местоположения. Хотя это было идеальным решением, погодные условия и сбои частоты могли легко исказить передачу, оставив экипаж с нечитаемыми данными.
На коммерческих самолетах
Самолеты
летают в коммерческих целях уже несколько десятилетий, но GPS начал активно использоваться только в последние два десятилетия. До использования GPS в том виде, в каком мы его знаем, современные самолеты имели в своем распоряжении ряд других инструментов.
Кто-то может вспомнить, что раньше в кабине экипажа находились навигаторы, лица, занимавшиеся отслеживанием маршрута самолета и радиосвязью. В основном это наблюдалось при длительных полетах над океаном, когда радиолокационный контакт мог быть потерян, а аэропортов для обхода было меньше.
Современная авионика и стремление сократить количество летного экипажа привели к тому, что эти навигаторы больше не нужны на коммерческих рейсах. Интересно, что Air Force One, модифицированный 747-200, все еще имеет навигатора в кабине из-за возраста самолета. Он остается одним из последних коммерческих самолетов, в которых он есть, хотя некоторые военные самолеты все еще используют навигаторы.
До эпохи реактивных самолетов некоторые самолеты использовали радиосистему, известную как всенаправленный диапазон очень высоких частот (VOR). В этой системе самолет будет получать сообщения от стационарных наземных маяков, что позволит ему продолжить траекторию полета и определить свое местоположение. Этот метод навигации был достаточно надежным в районах с радиопокрытием и продолжал использоваться до тех пор, пока GPS не стал нормой.
Начало реактивной эры также ознаменовалось внедрением нового метода навигации: инерциальных навигационных систем (ИНС). ИНС постепенно отказалась от старых небесных систем, вместо этого полагаясь на высокочувствительные датчики движения и вращения. Это ознаменовало первое использование частично компьютеризированных навигационных датчиков, и эта тенденция будет продолжаться до тех пор, пока GPS не станет стандартом для всех полетов.
Системы INS также сделали штурманов самолетов в основном ненужными, поэтому ни в одном современном самолете нет места штурмана. Внедрение инерциальной навигационной системы произвело революцию в навигации по полету, позволив пилотам следовать заданным траекториям полета на основе их текущего положения и исключить догадки из расчетов.
Появление GPS
GPS, или глобальная система позиционирования, фактически вступила в строй задолго до того, как стала опорой во всех кабинах и мобильных устройствах. Первоначально GPS создавался только для военных целей, проект начался в 1973 году, а первый спутник был запущен в 1978 году.
Однако в 1983 году президент Рональд Рейган подписал указ, разрешающий пассажирским самолетам использовать систему после того, как она будет полностью введена в эксплуатацию. Причина, по которой GPS было разрешено использовать в коммерческих целях, связана с недавней катастрофой Korean Air Lines в 1983.
KAL007 разбился после того, как он был сбит советским истребителем из-за того, что самолет по ошибке вошел в советское воздушное пространство по пути в Сеул. В ответ на аварию США разрешили использовать GPS для полетов, чтобы обеспечить более точную навигацию.
Фото:
Эдуард Мармет через Wikimedia Commons
В феврале 1994 года FAA разрешило использование GPS на самолетах, установив авиационную навигацию нового поколения. Вскоре после этого GPS стал доступен и для мобильных устройств, благодаря чему Google Maps и программное обеспечение для отслеживания рейсов работают.
Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики рассказывает о прорыве следующее:
«Важной вехой в американской авиации стало то, что Федеральное авиационное управление сертифицировало первое устройство GPS для использования в операциях IFR (Правила полетов по приборам). Двадцать лет спустя GPS стала доминирующей формой навигации по маршруту, а также основным технология управления воздушными судами при заходе на посадку в условиях плохой видимости. Устройство, впервые сертифицированное двадцать лет назад, было Garmin GPS 155».
Долгая дорога
В целом, инерциальная система отсчета (ИСС) сегодня является основной навигационной системой в самолете. Самодостаточный процесс не нуждается во внешнем входе, чтобы знать, где он находится в небе. Он не состоит из какого-либо физического выравнивания и использует математические алгоритмы, чтобы убедиться, что акселерометры постоянно находятся на линии горизонта.
Самолетная навигация прошла долгий путь от пилотов, летающих с небольшим количеством информации, до того, что все перед ними на экране. В то время как старые методы навигации ушли из кабины, пилоты все еще изучают многие старые инструменты. Счислению пути продолжают обучать пилотов, даже если они летают на самолетах с GPS. Это связано с тем, что технология может дать сбой, вынуждая пилотов управлять самолетом вручную.
Два пилота сокращают нагрузку и обеспечивают избыточность. Фото: Getty Images
Самолетная навигация продолжает развиваться и сегодня. Компании уже разрабатывают технологии следующего поколения, позволяющие осуществлять автономные полеты. Несомненно, в следующем десятилетии в этой области произойдут серьезные изменения.
Что вы думаете о старых методах навигации? Каким будет следующий прорыв в авиации? Дайте нам знать, что вы думаете в разделе комментариев!
От звезд к современному GPS |
Без навигации мы буквально потерялись бы в море. Навигация позволила ранним цивилизациям исследовать новые земли, устанавливать торговые пути и в конечном итоге связываться с людьми на другом конце света. Навигация позволяла рыбакам находить дорогу домой, а торговым судам безопасно плыть в иностранные порты. Сегодня навигация обеспечивает глобальную экономику, направляя корабли, самолеты и грузовики по всему миру с использованием точных и надежных навигационных технологий.
Морская навигация прошла долгий путь от навигации по звездам до отслеживания положения кораблей с помощью спутников. Давайте погрузимся в интригующую историю навигации, изучим временную шкалу и изучим инструменты морской навигации, которые привели нас туда, где мы находимся сегодня.
Начало навигации
В первые дни навигации в море моряки путешествовали вдоль побережья и всегда оставались в поле зрения земли. Моряки сравнивали расстояние между ориентирами на берегу, чтобы оценить свое продвижение в море и оценить свое географическое положение. Используя узнаваемые ориентиры, рыбаки могли найти дорогу назад к хорошим рыбным угодьям, а торговцы могли направиться в отдаленные порты.
Однако использование этого метода визуальной навигации ограничивало морское путешествие береговой линией и могло быть затруднительным в туманные дни или при плохой видимости. Моряки могли выходить в открытые воды только тогда, когда они могли следовать за широким континентальным шельфом или полагаться на предсказуемые океанские течения и ветры.
Со временем моряки разработали новые методы навигации для пересечения открытых вод. Во многих различных регионах мира ранние мореплаватели создали удивительно точные методы навигации, основанные на солнце, звездах и других элементах их окружения.
Наблюдая за солнцем
Одним из самых простых способов определения направления корабля было наблюдение за движением солнца по небу. Моряки использовали положение солнца, когда оно двигалось с востока на запад, чтобы определить свой маршрут. В полдень они могли определить север и юг по теням, отбрасываемым солнцем.
Навигация по звездам
Когда солнце садилось ночью, моряки использовали звезды для навигации. Звезды движутся по небу с востока на запад, а некоторые звезды, называемые восходящими и заходящими звездами, начинают и заканчивают свой ночной путь за горизонтом. Моряки определяли курс, наблюдая за движением звезд так же, как они наблюдали за движением солнца. Моряки измеряли высоту звезд на небе, чтобы отслеживать их продвижение.
Моряки также использовали свои знания о созвездиях для навигации. Поскольку созвездия меняются в зависимости от сезона, мореплаватели должны были знать, какие созвездия видны на небе в разное время года в каждом полушарии. По расположению определенных созвездий на небе моряки могли определить, в каком направлении они движутся. Полярная звезда также была ценным ориентиром для первых мореплавателей.
Погоня за морскими птицами
Некоторые первые мореплаватели ориентировались, наблюдая за полетом птиц. Морская птица с рыбой во рту, скорее всего, летела обратно к суше, чтобы съесть свой улов, а птица с пустым клювом, скорее всего, улетала в море, чтобы ловить рыбу. Моряки в открытых водах следовали за морскими птицами обратно к берегу. Этот метод навигации был особенно удобен в очень северных широтах, где летом звезды не видны в течение нескольких месяцев.
Оседлав ветер и волны
В некоторых регионах ранние мореплаватели определяли направление на основе ветра и течения. В Средиземноморье моряки различали теплый южный ветер и холодный северный ветер, чтобы сориентироваться. В конце концов, были названы восемь основных ветров, и направления этих ветров стали точками розы ветров, которые были отмечены на ранних картах океана.
Некоторые ранние мореплаватели, например искусные полинезийские мореплаватели, наблюдали за направлением и типом волн, чтобы собрать информацию о своем положении в море. Полинезийские моряки также внимательно отслеживали региональные и сезонные погодные условия, чтобы эффективно перемещаться в открытом океане между островами в Тихом океане. Около 400 г. н.э. полинезийские моряки смогли преодолеть 2300 миль через океан от Маркизских островов до Гавайев.
Расплата за смерть
Другим эффективным методом навигации, использовавшимся первыми мореплавателями, был счисление пути. Это оценивает положение корабля в море, используя:
- Скорость корабля
- Направление движения
- Сколько времени прошло
Навигаторы вели тщательные записи во время путешествия, чтобы направить корабль в правильном направлении. Основываясь на прошлом местоположении корабля, моряки могли определить свое текущее местоположение с достаточной точностью, чтобы совершать короткие океанские путешествия.
Однако, поскольку счисление пути в значительной степени зависит от прошлого положения корабля, моряки могут сильно отклониться от курса, если в их расчетах будет допущена небольшая ошибка. Кроме того, счисление пути не учитывает океанские течения и ветер, поэтому корабли, использующие счисление пути, могут сбиться с пути, даже если их расчеты были правильными. Поскольку у первых моряков не было сложных навигационных технологий, распознавание навигационных ошибок также было чрезвычайно трудным при использовании точного счисления.
Ранние инструменты навигации
Начиная с древних времен, моряки использовали инструменты морской навигации для определения своей скорости, положения и направления движения. Хотя поначалу эти инструменты были примитивными, более поздние достижения в области математики и естественных наук привели к разработке более сложных навигационных инструментов, которые значительно расширили возможности морских путешествий.
Ранние инструменты, которые измеряли угол между звездами и солнцем, позволяли морякам определять свою широту, основываясь на том, как далеко эти небесные тела находились от горизонта. Моряки могли легко определять широту с помощью астронавигации, но долгота не могла быть точно измерена до тех пор, пока много веков спустя не было изобретено хронометра. Эта революционная технология в сочетании с существующими инструментами астрономической навигации и растущей коллекцией точных карт океана позволила исследователям путешествовать по всему миру с точностью и точностью.
От первых мореплавателей до подъема торговли и геологоразведки — вот некоторые из инструментов, сформировавших историю мореплавания.
Инструменты для измерения глубины и скорости
Один из старейших навигационных инструментов, направляющие линии использовались для определения глубины воды под кораблем. Линия представляет собой длинную веревку с прикрепленным к концу свинцовым грузом. Моряки бросили леску и записали, сколько лески нужно, чтобы достичь дна океана. Моряки-викинги измеряли леску по размаху рук, когда тянули ее обратно на корабль. Эти показания назывались зондированием и помогали мореплавателям ориентироваться в бухтах и вдоль побережья.
В 16 веке изобретение лога позволило морякам более точно рассчитывать свою приблизительную скорость. Бревно — это веревка, завязанная через равные промежутки и утяжеленная на конце, поэтому она волочит воду. Чтобы измерить скорость своего корабля, моряки сбрасывали линь за корму и считали количество узлов, прошедших за борт за определенный промежуток времени.
Журнал чипов был усовершенствованием более ранних методов измерения скорости во время плавания, таких как сброс предмета с носа корабля и подсчет времени, которое потребовалось, чтобы пройти мимо кормы корабля.
Морской компас
Компас был одним из первых навигационных инструментов и продолжает играть решающую роль в морской навигации. Хотя неизвестно, когда впервые был изобретен компас, есть истории о том, что китайские армии использовали намагниченное железо для направления своих войск еще в третьем тысячелетии до нашей эры. На Западе первое упоминание о компасе, используемом для навигации в море, было в XII веке англичанином Александром Некхэмом.
Хотя ранние мореплаватели по-прежнему в значительной степени полагались на астрономическую навигацию, компасы позволяли морякам ориентироваться в пасмурные дни, когда они не могли видеть ни солнца, ни звезд. Первые морские компасы изготавливались путем помещения намагниченной иглы, прикрепленной к куску дерева, в миску с водой. Позже игла была прикреплена к карточке с розой ветров, которая до сих пор известна на компасе.
Навигационные карты
Ранние моряки полагались на письменные указания или лоцманские книги, чтобы перемещаться между портами. Эти книги включали подробные описания маршрутов с использованием ориентиров, океанских течений, направлений ветра и других наблюдений. Только в 13 веке карты были созданы путем составления данных, записанных моряками во время их путешествий. На этих картах были нанесены на карту береговые линии и обозначено направление движения между крупными портами с помощью розы ветров. Хотя эти первые морские карты считались очень ценными, они были не очень точными и не имели маркировки широты и долготы.
Инструменты для астрономической навигации
На протяжении всей истории моряки всего мира экспериментировали с различными способами измерения высоты солнца и звезд на небе. Из примитивных моделей, которые требовали от пользователя смотреть прямо на солнце, развился современный секстант, который до сих пор можно найти на борту многих кораблей. Вот некоторые из первых инструментов морской навигации, использовавшихся для навигации по небу:
- Гномон: Эта ранняя версия солнечных часов использовалась для определения широты по длине тени от солнца.
- Камаль: Камаль был арабским навигационным инструментом для определения широты по Полярной звезде. Моряки держали перед лицом прямоугольную тарелку так, чтобы ее верхний край совпадал с Полярной звездой, а нижний совпадал с линией горизонта. Измерив расстояние между пластиной и кончиком своего носа веревкой, привязанной к центру пластины, они могли определить широту корабля.
- Морская астролябия: В средние века моряки использовали астролябии для измерения высоты солнца или звезд на небе. Астролябия Моряка представляла собой металлический диск со шкалой и линейкой. Держа диск на уровне глаз от кольца наверху и регулируя линейку, моряки могли определять высоту небесных тел. Морские астролябии можно было использовать в бурной воде, для чего традиционные астролябии не были предназначены.
- Квадрант: Разработанные на основе астролябий, квадранты могли измерять небесные тела почти таким же образом. Квадранты отличались от астролябий тем, что они могли измерять только 90 градусов, а не полные 360 градусов.
- Поперечный посох: Еще один навигационный инструмент, разработанный в средние века, посох представлял собой длинный посох со скользящей перемычкой. Моряк подносил основание посоха к глазу и двигал крестовину до тех пор, пока нижняя часть не совпадала с горизонтом, а верхняя — со звездой или солнцем.
- Задний посох: При использовании поперечного посоха для измерения высоты солнца пользователь должен был смотреть прямо на солнце, что приводило к слепоте. Для решения этой проблемы был придуман бэкстафф. Задняя рейка выполняла ту же функцию, что и поперечная рейка, но использовалась спиной матроса к солнцу.
- Секстант: В 18 веке секстант был изобретен независимо друг от друга Томасом Годфри в Америке и Джоном Хэдли в Англии. Этот передовой инструмент для астрономической навигации позволял мореплавателям чрезвычайно точно вычислять свою широту. Секстанты можно было держать вертикально для измерения высоты звезд или горизонтально для измерения расстояния между двумя ориентирами.
Эти инструменты морской навигации позволяли кораблям определять свое положение в море с возрастающей точностью, но только после изобретения хронометра моряки могли уверенно и точно пересекать открытые воды.
Как ходят корабли: с помощью хронометра
До изобретения хронометра моряки могли определять только свою широту, но не долготу. Долготу было чрезвычайно трудно рассчитать, потому что она основывалась на разнице во времени между текущим местоположением корабля и местом, где началось путешествие. Поскольку часы не были достаточно надежными, чтобы точно отсчитывать время, долготу можно было только оценить.
В середине 1770-х годов британский часовщик Джон Харрисон изобрел хронометр, который мог точно показывать время независимо от изменений влажности или температуры. Морской хронометр позволял морякам настолько точно вычислять свою долготу, что капитан Джеймс Кук смог использовать его для кругосветного плавания в 1779 году. Подробные карты Кука значительно продвинули морскую навигацию по всему миру.
Современные навигационные системы
К началу ХХ века навигация на море стала точной и систематической. Моряки могли с точностью преодолевать большие расстояния для торговли, рыбалки и исследований. Но методы навигации продолжали развиваться, приводя к быстрому развитию навигационных технологий, пока в конце XIX века не была создана современная система глобального позиционирования (GPS).70-е годы.
Вот некоторые из основных достижений, которые определили современную навигацию:
- Гироскопический компас: Изобретенный в 1907 году, гироскопический компас мог поддерживать ориентацию на истинный север независимо от магнитного поля корабля или Земли. Это улучшило магнитные компасы, которые иногда могли давать неточные показания.
- Радионавигация: Настраиваясь на радиостанцию, инструмент помогал морякам определять свое местоположение на основе направления передающей радиоантенны и того, сколько времени требовалось для приема радиосигналов.
- Радар: Тип радионавигации. Радар использует электромагнитные волны для определения местоположения других объектов. Радарная система излучает электромагнитные волны, а затем измеряет, сколько времени требуется волнам, чтобы вернуться к приемнику. Радар особенно полезен для навигации в море при плохой видимости. Корабли по-прежнему могут обнаруживать объекты и корабли в воде, чтобы избежать столкновений.
- Навигация дальнего действия: Навигация дальнего действия, также известная как LORAN, была разработана во время Второй мировой войны для повышения точности позиционирования на больших расстояниях. LORAN определяет положение корабля на основе времени между сигнальными импульсами, отраженными между радиопередатчиками, которые находятся далеко друг от друга.
- Система глобального позиционирования: GPS использует тот же метод, что и LORAN, за исключением того, что вместо радиопередатчиков используются сигналы спутников. Благодаря повышенной точности GPS в значительной степени заменил LORAN в конце 20 века.
Современные системы GPS теперь позволяют кораблям, самолетам, автомобилям и другим транспортным средствам уверенно перемещаться по всему миру. Точность современных навигационных технологий позволяет грузовым судам пересекать оживленные водные пути без столкновений и пересекать широкие просторы открытого океана, не сбиваясь с пути. В то время как некоторые моряки все еще могут найти дорогу по звездам, современная навигация позволила кораблям путешествовать с большей точностью, чем когда-либо прежде.
Узнайте больше о катерах Formula и наших навигационных системах
Даже если вы не планируете в ближайшее время пересекать Тихий океан, ваша прогулочная лодка все равно должна быть оснащена надежной и точной навигационной системой. Отправляетесь ли вы на рыбалку или наслаждаетесь длинными выходными на воде, ваша навигационная система поможет вам найти дорогу и благополучно вернуться домой.
Компания Formula Boats стремится создавать лучшие моторные лодки на рынке.