Как проверить обмотку генератора мультиметром: Прозвонка обмотки генератора с помощью мультиметра

Как проверить генератор мультиметром, на работоспособность, на машине своими руками

О том, как проверить генератор автомобиля мультиметром и не только, определить исправность его деталей и устранить их расскажет наша статья.

Содержание:

  1. Как проверить генератор не снимая с машины
  2. Как проверить щетки и контактные кольца
  3. Как проверить диодный мост (выпрямитель)
  4. Как проверить регулятор напряжения
  5. Как проверить статор
  6. Как проверить ротор генератора

Это устройство преобразовывает механическую энергию вращения коленвала в электроэнергию.

Благодаря ей в автомобиле функционируют все электрические схемы и устройства.

Для поддержания работоспособности бортовой сети необходимо периодически контролировать этот узел при помощи контрольно-измерительных приборов и визуально.

Как проверить генератор не снимая с машины

Проверку автомобильного генератора необходимо выполнять в случае неполадок в работе автомобиля, а точнее электросхем бортовой сети.

Это можно сделать при помощи контрольного прибора, например, мультиметра. Также можно использовать опыт наших отцов и дедов, произвести проверку, отключив высоковольтный контакт с клеммы АКБ.

Исследование проводится следующим образом:

1. Мультиметром проверяется напряжение на клеммах аккумуляторной батареи в двух стадиях: без нагрузки и при включённой силовой установке.

В первом случае нормальным считается напряжение от 12,5 до 12,8 В, во втором – от 13,8 до 14,8 В (2000 об/мин).

После замера при запущенном двигателе нужно подключить к работе локальных потребителей электроэнергии: кондиционер или отопитель, автомагнитолу, приборы освещения, обогрев стекла и зеркал.

В этом случае падение напряжения до значений меньше 13,6 В свидетельствует о неисправности генератора.

2. Второй способ требует аккуратности в исполнении и определённой сноровки. Первым делом нужно запустить в работу потребителя энергии.

Лучше всего поможет определить неисправность включённый свет оптических приборов – ближних/дальних фар.

Во время работы мотора на холостом ходу следует отсоединить минусовой провод АКБ, предварительно ослабив его крепление на клемме.

Если при этом фары не погаснут, а двигатель будет продолжать работать, то значит, генератор находится в исправном состоянии.

При отсутствии света, придётся заняться ремонтом или заменой генератора.

Прежде, чем приступить к дальнейшим проверкам, напомним вкратце о конструкции автомобильного генератора.

Устройство состоит из:

  1. Ротора.
  2. Статора.
  3. Регулятора напряжения.
  4. Диодного мостика.
  5. Щёточного узла.
  6. Переднего и заднего подшипника.

Устройство генератора.

Также в неё входит шкив, через который передаётся механическая энергия, поступающая с коленвала, а также защитная крышка моста диодов, кожух генератора.

Перед проверкой составляющих генератора на дефект необходимо выяснить состояние ременного привода и подшипников.

Если ремень нормально натянут, подшипники при вращении не шумят, значит с этими деталями всё в порядке, можно заниматься последующей поверкой.

Как проверить щетки и контактные кольца

Щётки генератора машины – небольшие, но значимые детали конструкции. Именно они отвечают за наличие напряжения в сети.

Их работоспособность зависит от состояния, величины контактируемой площади.

Размер токопроводящего компонента, сделанного из графита или комбинации меди/графита, должен быть не меньше 4,5 мм.

Пригодность детали к работе определяется с помощью визуального осмотра. В рабочем состоянии они передают напряжение бортовой сети при замыкании контактов колец.

Исправность контактных колец ротора генератора можно определить визуально, при помощи замера. Минимальное значение диаметра должно быть 12,8 мм.

Наличие на них канавок или бороздок говорит о непригодности.

Как проверить диодный мост (выпрямитель)

Диодный мост генератора автомобиля состоит из двух компонентов, пластин. Перед замером следует вспомнить азы электротехники.

Диод пригоден к работе, если при проверке он фиксирует проводимость в одном направлении.

Другие показания мультиметра: стрелка прибора стоит в начале шкалы, проводимость показывает в обе стороны – говорит о том, что данный полупроводник неисправен.

При проверке один провод со щупом устанавливается в клемме «+», другой – на окончание проверяемой пластины.

После замера месторасположение проводов меняется. Даже наличие одного пробитого диода достаточно для выхода генератора из строя.

Как проверить регулятор напряжения

При выходе из строя этой детали аккумуляторная батарея автомобиля перестаёт нормально функционировать: возможен перезаряд или недозаряд.

В обоих случаях подобный фактор приводит к неправильной работе электрических схем машин, преждевременному выходу из строя АКБ.

В нормальном состоянии стрелка на экране мультиметра должна находиться в диапазоне 14,4 – 15 В.

Также проверку годности регулятора можно провести при помощи двенадцати вольтовой лампочки, которая присоединяется к щёткам устройства.

На плюсовой контакт и минус детали подаётся постоянное напряжение 12 В. При таком значении лампа будет светить, при достижении отметки 15 В и выше – она должна погаснуть.

Как правило, при проверке регулятора проверяется состояние щёток. Также можно замерить сопротивление конденсатора устройства.

При соединении их контактов со щупами мультиметра стрелка прибора будет стремиться к бесконечности.

Как проверить статор

Работоспособность статора генератора можно проверить двумя способами: визуально – на наличие выработок, а также при помощи того же мультиметра.

Для этого нужно присоединить обмотки детали к проводам прибора.

Замер производится на Омах без подключения к диодному мосту. В нормальном состоянии стрелка должна показывать сопротивление 0,2 Ома.

Правильное значение между нулём и плюсом статора – 0,3 Ома.

О неисправности данной детали сигнализирует сам генератор во время работы: он издаёт повышенный гул.

Как проверить ротор генератора

Ротор, или как его называют, якорь устройства – подвижная часть узла. Проверку его работоспособности начинают с замера обмотки возбуждения.

Прибор, установленный на Омах, подсоединяется через щупы к контактным кольцам, стрелка должна показывать диапазон 2,3 – 5,1 Ом.

Если на шкале тестометра меньшее значение – значит ротор вышел из строя по причине межвиткового замыкания. Больший параметр говорит о плохом контакте между выводами обмоток и контактными кольцами или пробое.

Также работоспособность детали можно проверить, подключив к ней 12 В постоянного напряжения.

Провода прибора нужно установить в разрыв цепи, показания тока обмотки возбуждения в этом случае должны находиться в диапазоне 3 – 4,5 А.

Рекомендуется выполнять проверку изоляционного сопротивления ротора. Для этого нужно взять обычную электрическую лампочку 40 W.

Один провод подключить к розетке, другой – посадить на корпус лампочки. Если нить накаливания начала светиться – значит происходит подсаживание напряжения на массу, если лампочка не горит – с ротором всё в порядке.

Фотоотчет: Как проверить генератор скутера?

Просто так, без минимальных познаний в электронике, хотя бы на уровне школьной программы (как у меня) и простейшего тестер-мультиметра  — проверить генератор у вас не получится, даже не мечтайте. Прежде чем браться за подобную работу, вы должны хотя бы уметь пользоваться тестером и понимать, что ток может быть переменным или постоянным, знать, что такое электрический импульс и что такое сопротивление. Знаете все это? Держали в руках тестер? Если да, то не будем медлить.

Проверку работоспособности генератора — следует начинать с измерения напряжения, которое собственно говоря генератор должен генерировать и передавать по проводам к потребителям. Смотрим где с двигателя выходит жгут проводов от генератора — двигаемся по нему, пока не дойдем до разъема, с помощью которого генератор подключается к бортовой сети скутера.

На подавляющем большинстве скутеров, разъем генератора выглядит примерно как на картинке. В общем разъеме, есть один штекер и два провода, которые подключаются в бортовую сеть скутера через круглые клеммы.

Штекер объединяет в себе разъемы двух основных обмоток генератора: Рабочей обмотки (желтый провод), которая обеспечивает работу фары, поворотников, подсветки и других потребителей. И управляющей обмотки (белый провод), управляющая обмотка обеспечивает контроль напряжения в основной обмотке генератора. То есть, при повышении напряжения в рабочей обмотке генератора выше заданных пределов, реле-регулятор напряжения, подает ток на управляющею обмотку генератора, за счет чего напряжение в рабочей обмотке генератора падает до заданного предела. При понижении напряжения — происходит обратный процесс.

В данном генераторе основные обмотки намотаны толстым медным проводом на шести катушках.

Третья обмотка генератора, которую принято назвать высоковольтной либо наводящей и магнитоиндукционный датчик генератора, подключаются к бортовой сети скутера через круглые клеммы.

Высоковольтная обмотка генератора — обеспечивает генерацию высокого переменного напряжения (напряжение в этой обмотке может достигать 160 V и больше), которое напрямую поступает в коммутатор где оно выпрямляется, затем накапливается в конденсаторе и в определенный момент в виде импульса подается на катушку зажигания.

В данном генераторе высоковольтная обмотка намотана тонким медным проводом на двух катушках. Катушки высоковольтной обмотки снаружи тщательно изолированы.

Встречаются генераторы у которых высоковольтная обмотка намотана только на одну катушку.

Небольшое уточнение:  системы зажигания в которых установлен коммутатор типа DC CDI, высоковольтная обмотка в формировании искрового заряда на свече зажигания не участвует, поэтому проверять ее нет смысла. Производители скутера устанавливают генератор с высоковольтной обмоткой, но не задействуют ее (имеются ввиду системы зажигания с коммутатором DC CDI). Она просто намотана на генератор и все. Скажу больше: из-за того, что обмотка во время работы генератора ни чем не нагружена, со временем она просто-напросто сгорает.

Пример генератора, на двух катушках которого намотана ни как не задействованная в работе высоковольтная обмотка. Я проверил эту обмотку — тестер показал обрыв цепи, что подтверждает вышесказанное.

Сопротивление наводящей обмотки генератора — всегда больше чем у остальных обмоток. Провод идущий от наводящей обмотки генератора, почти всегда имеет красно-черный цвет.

Магнитоиндкукционный датчик при прохождении мимо него специального уступа на роторе генератора — генерирует знакопеременный импульс, который открывает теристор через который конденсатор коммутатора разряжается на катушку зажигания.

Датчик собственной персоной

Уступ на роторе генератора

 Провод идущий от магнитоиндукционного датчика почти всегда имеет бело-голубой цвет.

Небольшой ликбез: Торгаши и колхозные бивни, магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI — называют датчиком холла. Родные мои… Может хватит уже?.. Откуда эта безграмотность?.. Магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI, а именно об этой системе речь идет в этой статье — никакого отношения к датчику холла не имеет! И не слушайте вы этих торгашей и «гуру», которые утверждают обратное…

Собственно сама проверка

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока (ACV) на диапазон 200 V и не меньше. Помним, что напряжение наводящей обмотки может достигать 160 V и больше, поэтому диапазон измерения напряжения наводящей обмотки должен быть не менее  200 V.

Разъединяем штекер и круглые клеммы основного жгута — подключаем один щуп тестера на массу, другой подключаем к клемме (черно-красный провод) наводящей обмотки генератора. Включаем зажигание, и крутим двигатель стартером. Полностью исправная наводящая обмотка должна выдать примерно такие значения.

Импульс генерируемый датчиком очень слабый, поэтому — переключаем тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 2 V. Измерение импульса от датчика в более высоком диапазоне, может не дать результата, так как тестер может его попросту не уловить. Используйте для этой цели только тестер с диапазоном в режиме измерения переменного напряжения не более 2 V.

Делаем все точно также как и в первом примере. Импульс от датчика должен выдавать примерно такие значения.

По аналогии с первыми двумя примерами — проводим измерение напряжения в рабочей обмотке и управляющей. Ставим тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 200 V и проводим замер.

Ну что замерили?.. Все обмотки генерируют ток? Или не все?.. Если какая-либо обмотка не выдает ток, то хочешь-не хочешь — придется снимать генератор и проверять его более детально. А вот если обмотки генерируют ток, примерно такой величины как на картинках, то это значит, что ваш генератор в полном порядке. Как-то так…

Углубленная проверка

Укладываем генератор так, чтобы выводы обмоток генератора были вам доступны. Определяем концы выводов всех обмоток генератора. Найти концы обмоток очень просто: смотрим на цвет провода, который припаян к клеммнику и определяем, что это за обмотка.

Я вам тут стрелками пометил концы обмоток. Стрелки подобрал по цвету в соответствии с цветом проводов припаянных к клеммнику. Зеленой стрелкой отмечен клеммник на который припаяны концы всех обмоток — это клеммник массы.

Переключаем тестер в режим прозвонки, берем любой провод из общего жгута, подключаем любой щуп тестера к этому проводу, вторым щупом касаемся клеммника к которому припаян этот провод. Тестер должен издать звуковой сигнал и показать нулевое сопротивление.

Если тестер «молчит», показывает вместо нолей цифры, то это значит, что где-то есть обрыв провода или плохой контакт между концевой клеммой и проводом. Осмотрите внимательно провод на обрыв и в случае необходимости замените его на новый. Оставшиеся провода в том числе провод датчика, проверяем точно по такому же принципу.

После проверки проводов, приступаем к проверке обмоток генератора на обрыв и межвитковое замыкание. Переключаем тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом тестера корпуса генератора, вторым щупом касаемся конца провода любой обмотки или клеммника.

Высоковольтная обмотка в режиме прозвонки должна показывать примерно такое значение сопротивления. Если высоковольтная обмотка сопротивление не показало или показала но малое, то это значит, что где-то есть внутренний обрыв или межвитковое замыкание. Сами понимаете — такая неисправность не «лечится».

При проверке остальных обмоток, тестер должен издавать звуковой сигнал, сопротивление рабочих обмоток очень малое, так что, скорей всего на дисплее тестера вы увидите только нули. Если тестер сигнал не издал, то это значит, где-то есть внутренний обрыв. Такая неисправность «лечению» не подлежит.

Ставим тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом корпуса датчика, вторым щупом касаемся провода датчика или клеммы на корпусе к которой припаян провод. Сопротивление обмотки датчика должно быть примерно в таких пределах. Если сопротивление мало или его вообще нет, то меняйте датчик на новый.

Как проверить обмотки трехфазного двигателя с помощью омметра ~ Изучение электротехники

Каждый трехфазный двигатель имеет шесть (6) клемм, а напряжение питания подключено к трем (3) из этих клемм. Наиболее распространенной конфигурацией трехфазного двигателя является конфигурация треугольник (∆) – звезда (звезда), где сторона треугольника подключена к напряжению питания. Конфигурация клемм трехфазного двигателя показана ниже:

Конфигурация клемм трехфазного двигателя

Набор клемм W2U2V2 представляет собой сторону звезды трехфазного двигателя, а U1VIW1 — сторону треугольника двигателя, подключенного к напряжению питания.

Трехфазный двигатель представляет собой прочное устройство, но, как и все, что создано руками человека, наступает время, когда это прекрасное устройство выходит из строя из-за старости, неправильного использования, неправильной эксплуатации или по любой другой неблагоприятной причине.

Наиболее частым видом отказа трехфазного двигателя переменного тока является перегорание или короткое замыкание обмотки, что приводит к повреждению двигателя. Часто требуется проверить обмотку трехфазных обмоток с помощью мультиметра или омметра, чтобы определить, исправен ли двигатель, сгорел или закоротил.

Как проверить обмотку трехфазного двигателя

Чтобы определить, исправен ли трехфазный двигатель или вышел из строя, простой тест омметра на обмотках двигателя покажет его истинное состояние. Как показано ниже, указанная матрица клемм ( синие линии ) показывает способ проверки обмоток трехфазного двигателя с помощью омметра: 3-фазный двигатель с омметром

Первое, что необходимо сделать перед проверкой обмоток двигателя, это удалить перемычки, соединяющие клеммы W2U2V2 , и отключить двигатель от источника питания (L1, L2, L3). Клеммы мультиметра, размещенные на этой матрице клемм, будут показывать следующие показания для исправного трехфазного двигателя:

(a) Клеммы W1W2 , U1U2 , V1V2 будут показывать непрерывность 3 для исправного двигателя0003

(b) Любые другие комбинации клемм должны указывать Открыть для исправного двигателя

(c) Показания между любой из шести (6) клемм и корпусом двигателя, обозначающим землю       

    (E) должны указывать открывайте на хороший мотор.

Показания омметра для неисправного трехфазного двигателя

В случае сгоревшего или неисправного трехфазного двигателя эта матрица клемм должна показывать противоположные показания для неисправного двигателя:

(a) Если любая из комбинаций клемм W1W2, U1U2, V1V2 должна показывать разомкнут , то

     двигатель неисправен.

(b) Если какие-либо другие комбинации клемм должны указывать непрерывность вместо обрыв , то             

     двигатель неисправен.

(c) Если показание между любой из шести (6) клемм и корпусом двигателя (E) должно  

     указать непрерывность , значит мотор сдох.

Как тестировать и проверять однофазные электродвигатели ~ Изучение электротехники

Как тестировать и проверять однофазные электродвигатели

Существует несколько типов однофазных двигателей. Что, однако, объединяет их всех, так это то, что они имеют пусковую обмотку, рабочую обмотку и общее соединение между ними, как показано ниже:

Тестирование однофазных двигателей довольно просто, если следовать определенным основным шагам. Целью любого испытания двигателя переменного тока является определение состояния двигателя. Основные этапы проверки исправности любого двигателя приведены ниже 9.0053 (a) Общие проверки
(b) Проверка целостности и сопротивления заземления
(c) Проверка источника питания
(d) Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
(e) Проверка сопротивления изоляции
(f) Проверка рабочего тока

Общие проверки
Для однофазного двигателя выполните следующие действия:

(1) Проверьте внешний вид двигателя. Проверьте на предмет обгорания, повреждения корпуса или охлаждающего вентилятора или вала.
(2) Вручную проверните вал двигателя, чтобы проверить состояние подшипника. Следите за плавным и свободным вращением вала. Если вал вращается свободно и плавно, возможно, подшипник в хорошем состоянии, в противном случае рассмотрите возможность его замены.
(3) Как и при всех испытаниях и проверках,

паспортная табличка двигателя

содержит ценную информацию, которая поможет установить истинное состояние двигателя. Внимательно изучите табличку с названием.

Проверка целостности и сопротивления заземления
С помощью мультиметра измерьте сопротивление между корпусом двигателя (корпусом) и землей. Хороший двигатель должен показывать менее 0,5 Ом. Любое значение больше 0,5 Ом указывает на неисправность двигателя.

Проверка источника питания
Для однофазных двигателей ожидаемое напряжение составляет около 230 В или 208 В в зависимости от того, используете ли вы систему напряжения для Великобритании или Америки. Убедитесь, что на двигатель подается правильное напряжение.

Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
Проверьте сопротивление обмотки двигателя или показания в омах с помощью мультиметра . Поскольку в однофазном двигателе имеется три клеммы – S, C, R, измерьте сопротивление обмотки:
C к S, C к R и S к R. Измеренное значение S к R должно быть = C к S + C к R.
Как правило, для однофазных двигателей применяется следующее:
(1) Показания в омах между S и R должны давать максимальное показание сопротивления
(2) Показания в омах между C и R должны давать наименьшее показание сопротивления
(3 ) Значение сопротивления в омах между C и S должно давать какое-то промежуточное значение между значениями для S до R и от C до R
Любое отклонение указывает на возможно неисправный электродвигатель или двигатель, требующий ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *