Содержание
из чего делают, где производят , технологии производства
Производство бензина — одна из отраслей целой нефтеперерабатывающей промышленности. Бензин используют на производствах для заправки разного оборудования, в промышленности и рядовом потреблении для генераторов электроэнергии. Главное назначение — заправка грузовых и легковых автомобилей.
Оглавление:
- Немного сухой статистики
- Кто производит бензин в России
- Из чего делают бензин
- Технология производства бензина
- Памятка автомобилисту: как определить качество топлива
Согласно данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в Российской Федерации в 2011 году производители в общем выпустили 36 400 000 тонн бензинового топлива. Последующие года, по
данным того же ГП «ЦДУ ТЭК», не отличались кардинальными изменениями объема выпуска — показатели медленно и упорно росли.
В 2016 году заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов сообщил о том, что Минэнерго прогнозирует выпуск 39 800 000 тонн автомобильного топлива. Это больше, чем в 2011 году, потому что спрос потребителей внутри России постоянно растет. Существующие производственные мощности позволяют полностью удовлетворить его.
Несмотря на то, что в последние 5 лет страна не испытывает дефицита бензинового топлива, цены на него постоянно поднимаются. В период с 10 по 16 июля 2017 года Росстат зафиксировал рост стоимости в разных регионах в среднем на 0,1%. Это кажется незначительным, но за полгода повышение обогнало инфляцию. А агентство «Прайм», ссылаясь на исследование Vygon Consulting, подсчитало, что рост стоимости топлива за 2017 год превысит инфляцию в среднем на 8%.
По данным ГП «ЦДУ ТЭК», 95.3% рынка производства бензина в России принадлежит ВИНК. Аббревиатура расшифровывается как «вертикально интегрированные нефтяные компании». В их числе — всем известные бренды.
ОАО «НК «Роснефть». Фирма занимает первое место по мощностям переработки. Основной пакет акций — у АО «Роснефтегаз». В 2013 году фирма «Роснефть» стала крупнейшим на земле производителем нефти. Сейчас ОАО принадлежит 9 предприятий — рекордный показатель в Российской Федерации. В их числе — 7 НПЗ: Куйбышевский, Саратовский, Ачинский, Комсомольский, Сызранский, Новокуйбышевский, Туапсинский. Также в составе предприятия Ангарская НХК и Рязанская нефтеперерабатывающая компания.
ОАО «Лукойл». Компания заняла второе место в стране по мощностям переработки нефтепродуктов и также же второе место по выручке после «Газпрома», если оценивать статистику за 2014 год. Ее торговая марка вошла в рейтинг 100 крупнейших торговых марок в мире, составленный еще в 2007 году газетой Financial Times из Британии. Сама компания была создана еще в 1991 году — образована из трех крупных фирм. Сегодня в ее составе четыре предприятия: заводы «Лукойл-НОРСИ», «Лукойл-ПНОС», Волгоградский и Ухтинкский нефтеперерабатывающие заводы.
ОАО «Газпром нефть». Компания занимает почетное третье место по мощностям переработки нефтесодержащих продуктов в России, при этом лидирует в производстве бензина — в 2011 году ее доля на общем рынке достигла 9.29%. Основные мощности компании направлены на добычу, переработку, продажу природного газа, но приоритетным направлением деятельности также считается производство бензина. Сама компания создана в 1995 году по указу Бориса Ельцина, Президента РФ. Первичное название — «Сибирская нефтяная компания». Сегодня ОАО «Газпром нефть» принадлежит 2 нефтеперерабатывающим предприятиям: Омский НПЗ и Московский НПЗ. МНПЗ было создано в 1938 году, сегодня основной профиль завода — топливный.
Эти три компании-гиганта занимают большую часть рынка. Остальную долю в 95.3% занимают известные бренды ОАО «НГК «Славнефть», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР и ОАО «Сургутнефтегаз». Менее 5% занимают мелкие производственные компании/, не оказывающие особо важного влияния на рынок производства и потребления бензина в России.
Топливную жидкость производят из нефти. Нефть — природная маслянистая жидкость с ярко выраженным специфическим запахом. Цвет продукта обычно темно-черный. Он относится к ископаемым видам топлива. Оно образуется из органического вещества осадочных пород, извлекается на поверхность с помощью специального нефтедобывающего оборудования и позднее перерабатывается.
Нефть не имеет постоянного точного химического состава. Это — многокомпонентная коллоидная система с асфальтенами, карабенами, мицеллами, углистыми и минеральными частицами и водой. Поэтому из-за сложных химических реакций производство бензина из нефти — сложный химический процесс, занимающий не меньше недели только на предприятии.
Для повышения октанового числа или основных технических характеристик жидкого топлива в него добавляют различные присадки или задействуют дополнительные этапы производства. Иногда с НПЗ отгружают моторное топливо с низким октановым числом, а оптовые поставщики сами повышают бензин с помощью специальных средств. Чтобы повысить качество бензина или его октановое число, можно использовать:
- свинцовые соединения, но с ними работать опасно — они вредны для двигателей и человека;
- топливные присадки, которые не допускают быстрого осмоления и загрязнения деталей топливной системы;
- снижение содержания в химическом составе ароматических углеводородов и серы;
- процесс, приводящий в норму концентрацию фактических смол;
- деление топлива по фракционному составу и давлению насыщенных паров.
Вне зависимости от характеристик, состава, октанового числа топлива его производят из обычной нефти. Сегодня существует 6 разновидностей моторного топлива — от Нормаль-80 до ЭКТО-100. Октановое число последнего определяется по исследовательскому методу и не может быть меньше 100.
Основные этапы производства бензина из нефти схожи на всех производственных предприятиях. Различия между производственными мероприятиями заключены лишь в используемом оборудовании: кто-то применяет несколько устаревшие, но эффективные методы, кто-то устанавливает современное высокотехнологичное оборудование.
Рассмотрим производство бензина и других продуктов из нефти на примере процессов на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Весь процесс делится на девять этапов:
Транспортировка исходного сырья. Нефть доставляют на завод по трубопроводу, железнодорожным или морским транспортом, в зависимости от отдаленности региона поставок.
Хранение. В нескольких больших резервуарах нефть, поступившая по разным нефтепроводам, смешивается и отстаивается. Это нужно для того, чтобы у исходного продукта был одинаковый химический состав — из разных сортов нефти получается топливо с разными техническими характеристиками.
Первичная обработка. Нефть попадает в большой специально оборудованный резервуар, куда добавляют воду. Затем на продукт воздействуют разрядами электрического тока. Благодаря этому соли оседают на стены и дно емкости, нефть очищается. Из нее уходит лишняя вода.
Атмосферно-вакуумная перегонка. Ее называют первичной. Под высоким атмосферным давлением в вакууме, созданном специальным промышленным оборудованием, исходный продукт подогревается, разделяется на несколько видов. Остатки от обработки поступают в отдельную емкость — вакуумный блок. Нужные вещества — газы, бензин, дизель и другие компоненты — поступают на следующий этап производства через множество трубчатых элементов с узкими ячейками.
Переработка отходов в вакуумном блоке. Здесь отходы от первичной прогонки нефти снова нагревают. Из отходов выходят светлые нефтепродукты. Позже их используют для производства дизельного топлива.
Вторичная переработка. В процессе обработки тяжелая нефть расщепляется, поэтому ковалентные связи разрываются, и выделяются газообразные фракции бензина и дизтоплива.
Крекинг и риформинг. Во время крекинга нефть очищается от серы, поэтому ее характеристики улучшаются. В процессе риформинга бензиновое топливо получает определенное октановое число. Что интересно, Московский НПЗ выпускает только АИ-92 и АИ-95.
Заключительный этап. В заключительном процессе производства бензина смешиваются разные виды фракций продукта и несколько дополнительных компонентов. По времени стандартный процесс занимает около 6 часов, а, если учитывать все проверки, проходят сутки. В результате получается готовый к употреблению продукт.
Проверка. На Московском НПЗ, как и на большинстве других заводов, есть собственная лаборатория. В ней обязательно проводят контроль качества готового продукта — бензин проверяют и анализируют, выписывают сертификат качества и только потом отправляют на продажу. Проверки проходят также перед производством — в лаборатории оценивают качество исходного сырья — и на каждом этапе изготовления. Поэтому процесс занимает много времени.
Что интересно, из всей переработанной нефти продается только часть — 72%. Оставшиеся 28% — отходы нефтеперерабатывающего предприятия, которые называются мазутом. Готовые переработанные вещества — это целых четыре категории продуктов: газ, авиационное топливо, бензин, дизтопливо. Причем доля бензина от нефти составляет 24%. Например, при переработке 150 тонн исходного продукта получается всего 36 тонн бензина.
На производстве бензина могут использовать два способа перегонки нефти при первичной и вторичной обработке.
Первый способ основан на принципе фракционного испарения. Исходный продукт постепенно нагревают, но не превышают температуру 350 градусов Цельсия, благодаря чему из него отделяются сначала легкие, потом тяжелые фракции.
Второй способ основан на принципе фракционной конденсации. Продукт быстро нагревают до температуры кипения тяжелых фракций, потом конденсируют в специальных ректификационных колоннах.
Точно определить качество бензина, произведенного в РФ и в любой другой стране, можно только в специальной лаборатории. Но есть косвенные признаки, по которым отличают качественное топливо от некачественного. Обращайте внимание на:
Цвет. Оттенок хорошего бензинового топлива — прозрачный, почти белый, иногда немного желтоватый. Осмотрите топливо: в нормальном бензине не должно быть посторонних примесей, осадков, видимых частиц другого цвета. Его структура должна быть однородного оттенка.
Запах. Запах настоящего качественного бензина сложно описать словами и перепутать с другим ароматом. Если производитель использовал большое количество масел и присадок, запах продукта становится резким, с оттенками аромата бытовой химии и жженой резины.
Стоимость. Хорошее бензиновое топливо не может стоить слишком дешево, поэтому не стоит реагировать на небывалые акционные предложения. Скорее всего, такой бензин негативно скажется на работе двигателя.
Предложим небольшой тест. Капните бензином на лист белой бумаги и дождитесь испарения жидкости. Если после испарения лист остался белым, топливо не содержит посторонних присадок. Кислотные пятна говорят о посторонних добавках, жирное пятно — о повышенном содержании масла.
Чтобы не беспокоиться о качестве бензина, покупайте его у нас. ООО «Компания «Нипетойл» продает сертифицированный бензин по оптовым ценам. Доставляем продукт на своих бензовозах по Москве, области, иногда в другие города и регионы. Позвоните нам и узнайте подробнее об условиях доставки, оплаты, покупки бензина.
Остались вопросы и нужна консультация?
Вид топлива
ВыбратьДТ ЛетнееДТ Зимнее -15ДТ Зимнее -25АИ-95АИ-92АИ-80Керосин ТС-1
Дата доставки
Объём, литров
Ф.И.О
Телефон
Дополнительная информация
Как делается бензин
Бензин — самая популярная и востребованная во всем мире горючая жидкость. Около 850 миллионов ненасытных машин каждый день потребляют более 7 миллиардов литров этого горючего, и их зверский аппетит постоянно растет. Сегодня каждый автовладелец имеет возможность заправлять своего «железного коня» действительно качественным топливом. О том, как его делают, читайте в нашей статье.
Из чего делают топливо
Ни для кого не секрет, что бензин делают из нефти. В России этот вид топлива известен с 1823 года. В те времена его изготавливали на единственном нефтеперерабатывающем заводе под Моздоком. Производство осуществлялось на больших перегонных установках, напоминающих самогонные аппараты. Сегодня это огромное предприятие с самым современным и точным оборудованием, где ежедневно производят бензин, реактивное топливо, дизель и мазут для удовлетворения потребностей в топливе граждан не только России, но и других стран.
Первый этап: очистка нефти
Сырая нефть, только что добытая из недр земли, не пригодна для использования в качестве горючего: сначала ее необходимо промыть и очистить от ненужных солей. Для этого сырье перемешивают с водой и через смесь пропускают ток. Под воздействием электричества соли начинают оседать на дно резервуара. Но даже такую, очищенную нефть все еще нельзя заливать в бензобак.
В состав нефти входят различные углеводороды, каждый из которых отличается по количеству атомов углерода и водорода. Самый легкий из них — газ пропан, самый тяжелый применяется для производства асфальта. Получить бензин из черного золота — задача непростая, реализуемая с помощью сложных химических процессов. Поэтому следующим этапом производства автомобильного топлива является сепарация.
Второй этап: сепарация нефти
Существует две технологии получения бензина:
- устаревший способ — метод прямой перегонки
- современный, применяемый на всех нефтеперерабатывающих предприятиях — термический и каталитический крекинг
Метод прямой перегонки
Это устаревший способ производства топлива, именно его применяли на заре появления двигателя внутреннего сгорания. Суть процесса — нагревание нефти в закрытой емкости, получение компонентов в виде газов и сбор конденсата в другом резервуаре.
Однако таким способом уже давно не пользуются из-за его нерентабельности:
- из 1 л сырой нефти на выходе получается всего 150 мл бензина
- готовый бензин имеет низкое октановое число — всего 50–60, а этого недостаточно, чтобы завести двигатель
Поэтому для массового производства топлива используется современная и экономически более выгодная технология — термический и каталитический крекинг.
Термический и каталитический крекинг
В специальном аппарате нефть нагревается до 370 градусов. Жидкость закипает и разделяется на молекулы. Сначала в воду превращаются самые тяжелые, битумные фракции. Они оседают у основания трубы. Самые легкие молекулы, из которых состоит бензин и реактивное топливо, поднимаются по трубе выше, конденсируются и собираются в специальную емкость.
Преимущества данной технологии:
- из 1 л сырой нефти получается как минимум 0,5 л бензина
- готовое топливо имеет октановое число 70–80 единиц, чего вполне достаточно для работы карбюраторного двигателя
Для получения АИ-92 и АИ-95 в бензин добавляются дополнительные присадки: спирты, эфиры, алкилы. На данном этапе производство бензина завершается. По времени оно длится не менее 6 часов.
Третий этап: лабораторный анализ
Сложность изготовления автомобильного топлива заключается в том, что полученная жидкость очень опасна: одно неловкое движение — и она может взорваться. Но именно способность к детонации делает бензин таким нужным и полезным. Взрывчатость бензина и его чистота от примесей проверяется в лаборатории. Только прозрачный, чистый бензин, соответствующий европейским стандартам качества, выходит за ворота предприятия и попадает в топливный бак вашего автомобиля.
Можно ли сделать бензин самостоятельно
Этим вопросом наверняка задавался каждый автовладелец, ведь цены на топливо растут из года в год. Поискав в Интернете информацию, можно найти достаточно простой способ получения бензина в домашних условиях, которым пользовались еще наши деды во времена топливного дефицита. Но стоит ли овчинка выделки?
Во-первых, вам нужно будет где-то приобрести сырую нефть, которая, как правило, продается в баррелях, а это ни много ни мало 159 литров.
Во-вторых, от данного объема сырья вы в лучшем случае получите только 15% топлива, причем низкого качества, непригодного для применения.
В-третьих, для повышения октанового числа до нужного показателя придется добавлять присадки, а без специального оборудования, знаний и умений вы вряд ли получите действительно качественный и безопасный продукт.
Производство бензина не то занятие, которым стоит заниматься самостоятельно. Это технически, физически и химически сложный процесс, состоящий из нескольких этапов и требующий тщательного контроля со стороны специалистов. Куда проще, безопаснее и выгоднее заправить свой автомобиль уже готовым, чистым и качественным топливом, которое реализуется напрямую с завода-изготовителя, — таким, как на АЗС «Ресурс-Ойл».
Российский бензин премиум-класса поднялся до рекордного уровня на отскоке вождения
В этом списке
Нефть
Российский бензин премиум-класса поднялся до рекордного уровня на подъеме вождения
Энергия | Уголь | Термальный уголь | СПГ | Природный газ | Риск природного газа | Масло | Сырая нефть | Нефтепродукты | Доставка | Танкеры
Внимание переключается на Азию, поскольку запрет ЕС на российскую нефть вступает в силу
Энергия | Масло | Нефтепродукты | Реактивное топливо
Реактивное топливо
Товары | Масло | Природный газ
Война в Украине
Энергия | Природный газ | Электроэнергия | Нефтехимия | Масло | энергетический переход | СПГ | Ядерный | Нефтепродукты | Электричество | Возобновляемые ресурсы | Сырая нефть | Водород
Китай открывает двери для торговли сырой нефтью и природным газом в юанях
Энергия | Масло | Сырая нефть
Путь вперед для Dated Brent
- Принимайте решения с уверенностью
Для полного доступа к обновлениям в режиме реального времени, последним новостям, анализу, ценообразованию и визуализации данных подпишитесь сегодня.
Подпишитесь сейчас
- Масло
- 18 июня 2020 г. | 14:31 UTC
- Лондон
- Автор
Эльза Тернер
- редактор
Клаудия Карпентер
- Товар
Масло
Особенности
Спрос на бензин в июне вернулся к допандемическому уровню
Техническое обслуживание нефтеперерабатывающего завода сократило поставки бензина
Доступность увеличилась в июле
- Автор
- Эльза Тернер
- Редактор
- Клаудия Карпентер
- Товар
- Масло
Лондон —
Российский неэтилированный бензин премиум-класса с октановым числом 95 поднялся до рекордно высокого уровня 18 июня на фоне восстановления уровня вождения до уровня, предшествующего пандемии коронавируса.
Не зарегистрирован?
Получайте ежедневные оповещения по электронной почте, заметки подписчиков и персонализируйте свой опыт.
Зарегистрируйтесь сейчас
95 леев на основе FCA Москва 18 июня торговалась на бирже в Санкт-Петербурге на уровне 58 000 руб./т ($835,70/т), что является самым высоким показателем за всю историю, согласно данным S&P Global Platts. Ранее в 2018 году цены устанавливали рекорд ниже 57 000 руб./т. В соседней Рязани торги завершились на уровне 59 305 руб./т.
«Таких цен я не припомню», — сказал торговец.
Цены на бензин растут с конца апреля, так как спрос постепенно восстанавливается в то время, когда нефтеперерабатывающие заводы снижают производительность или проводят техническое обслуживание.
В начале июня Минэнерго России обратилось к производителям нефти с просьбой сократить экспорт бензина и увеличить поставки на внутренний рынок. По данным министерства, ожидается, что спрос на бензин в июне снизится на 10% в годовом исчислении после падения спроса почти на 50% в середине апреля после того, как Россия ввела строгие ограничения для борьбы с вирусом.
Спрос на бензин в июне превысил уровни, существовавшие до того, как коронавирус распространился после того, как Россия ослабила ограничения и все больше людей стали ездить за рулем, а не пользоваться общественным транспортом.
«У нас больше пробок, чем обычно», — сказал торговец.
Нефтепереработка в России медленно восстанавливается после сокращения в апреле и мае. Международное энергетическое агентство сообщило в своем ежемесячном отчете ранее на этой неделе, что в мае оно упало на 400 000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущим месяцем и на 255 000 баррелей в сутки в годовом исчислении.
«Все думали, что в мае будет существенное падение спроса, но этого не произошло», — сказал другой трейдер.
Трейдеры отметили, что российские нефтеперерабатывающие заводы изо всех сил пытаются получить сырую нефть, поскольку спрос на бензин начал расти в мае и продолжил расти в июне.
«Спрос вернулся, но нефтеперерабатывающие заводы не увеличили производительность», — сказал третий торговец.
Помимо сокращений, на многих НПЗ, в том числе на Самарском и Уфимском НПЗ, в Омске, Москве и Ярославле, проводились сезонные ремонты, и хотя некоторые из них, такие как Омск и Москва, возобновили работу, другие не полностью возобновили работу. Источники сообщают, что сокращение добычи сырой нефти в рамках соглашения ОПЕК+ ограничило поставки сырой нефти для внутренней переработки.
Кроме того, в период с 1 апреля по 30 июня правительство вдвое сократило обязательные объемы реализации нефтепродуктов через биржи. Компании теперь обязаны продавать 5% бензина, 3% дизельного топлива, 5% авиакеросина, 1% мазута и 2,5% СУГ, произведенного на биржах.
По мере того, как ремонтные работы подходят к концу, а продажи на бирже возвращаются к нормальному уровню, доступность в июле увеличится, сообщили источники.
Германия готовится к отключению газа
22 июля 2022 г.
Пока Европа готовится к следующей зиме, Россия продолжает сокращать экспорт трубопроводного газа. 21 июля газопровод «Северный поток — 1» вернулся после планового ремонта с пропускной способностью всего 40 процентов. Сокращение объемов или незапланированная остановка поставят под угрозу усилия Германии и других стран ЕС по пополнению своих запасов газа к поздней осени. Европейская комиссия призвала все государства-члены сократить потребление газа на 15 процентов, начиная с 1 августа, а Международное энергетическое агентство выступает за принятие чрезвычайных мер на случай нехватки газа этой зимой. Риски для экономики ЕС растут.
Q1: Что происходит с Nord Stream?
A1: Трубопровод Nord Stream с номинальной пропускной способностью 55 миллиардов кубометров (млрд кубометров) в год был остановлен 11 июля на техническое обслуживание и возвращен в эксплуатацию 21 июля с пропускной способностью всего 40 процентов. Почти за четыре недели до начала этого периода технического обслуживания «Газпром» сократил экспортные объемы Nord Stream на 60 процентов, обвинив экспортный контроль в Канаде в задержке возврата газовой турбины, проходящей техническое обслуживание на объекте Siemens Energy. Правительство Германии успешно лоббировало в Канаде освобождение от санкций в отношении шести турбин, обслуживаемых в Канаде. В настоящее время турбина отправлена в Германию, но она может быть установлена на одной из важнейших компрессорных станций в России только в конце июля. Министерство экономики Германии утверждает, что эта турбина является запасной частью, и полагает, что Россия использует этот вопрос как предлог для сокращения экспорта газа. В письме от 14 июля «Газпром» объявил о форс-мажоре в отношении поставок нескольким крупным покупателям газа, включая немецкие RWE и Uniper, задним числом применив это обозначение к поставкам, начавшимся 14 июня.
Продолжающиеся угрозы Северному потоку являются частью более широкой картины. Россия прекратила поставки газа в Польшу и Болгарию в конце апреля после того, как эти страны отказались платить за импорт газа в рублях. Впоследствии он прекратил поставки газа в Финляндию, Нидерланды и Данию. В июне общий поток российских трубопроводов в Европу через Северный поток, Турецкий поток и Украину сократился более чем на 40 процентов по сравнению с предыдущим месяцем и составил всего 4,7 миллиарда кубометров.
Q2: Что Россия будет делать дальше?
A2: Россия прекращает поставки газа и угрожает новыми отключениями, чтобы оказать давление на европейских потребителей и помешать их планам по подготовке к следующей зиме. Ключевой вопрос заключается в том, хочет ли Россия усилить давление сейчас и сорвать планы Европы по пополнению своих запасов газа к осени, или же Москва хочет сохранить свой порох сухим до конца года. По состоянию на 19 июля газовые хранилища ЕС были заполнены на 65 процентов. Европейский союз призвал все государства-члены пополнить свои запасы до 80 процентов к ноябрю (у Германии есть цель — 95 процентов к этой дате). Снижение объемов экспорта по «Северному потоку» уже затруднило достижение странами этой цели, но длительное закрытие трубопровода может сделать это невозможным. Федеральное сетевое агентство Германии — регулирующее агентство, которое занимается газовым, электроэнергетическим и другими секторами — оценивает, что, если Nord Stream останется на 40 процентов мощности, а страна сократит объемы реэкспорта, она не сможет выполнить свой план по запасам. В различных сценариях с нулевыми поставками Nord Stream Германия не сможет удовлетворить зимний спрос без значительного сокращения потребления и реэкспорта.
Проблемы с Nord Stream едва ли закончились. Россия продолжает подвергать сомнению будущие потоки, обвиняя трудности, связанные с санкциями. Поставки газа в меньших объемах окажут давление на европейскую экономику, продолжая приносить экспортные доходы из России, чему способствует резкий рост цен на газ с июня. На данный момент Россия воздержалась от полного закрытия «Северного потока», поскольку это лишило бы Россию экспортных доходов, устранило бы ее стратегическую угрозу и дало бы политикам ЕС еще несколько месяцев на то, чтобы приспособиться. Но трудно себе представить, чтобы Россия облегчила Европе путь к предстоящей зиме.
Европейские политики предполагают худшее. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен несколько недель назад предположила, что Европа должна подготовиться к полному прекращению поставок российского газа. Она призвала все государства-члены разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств и скоординировать усилия по сокращению спроса на газ и максимальному повышению энергоэффективности. Брюссель призывает к немедленному сокращению спроса на газ, чтобы избежать поспешных решений по нормированию газа в конце года в случае внезапного сбоя. 20 июля Европейская комиссия приняла план сокращения спроса, направленный на снижение спроса на 15% начиная с 1 августа9.0003
Q3: Как Германия готовится?
A3: Германия, третий в мире нетто-импортер газа, готовится к полному отключению российского газа. Руководствуясь своим чрезвычайным планом по газу, Германия принимает меры как со стороны спроса, так и со стороны предложения, причем первые будут играть более важную роль в ближайшие месяцы. Анализ газового сценария, проведенный Федеральным сетевым агентством, определил сокращение спроса как ключ к обеспечению бесперебойного снабжения Германии и ее соседей этой зимой. (Германия является страной транзита газа, и несколько стран, включая Чехию, Польшу и Швейцарию, зависят от его реэкспорта.)
Спрос на газ в Германии упал на 14 процентов за первые пять месяцев 2022 года по сравнению с прошлым годом из-за более высоких температур в весенние месяцы, а также более высоких цен, но страна принимает ряд дополнительных мер по снижению спроса. В промышленности Германии внедряется механизм стимулирования экономии газа. Крупные потребители и поставщики могут предлагать свой неиспользованный газ на аукционе, при этом победители торгов получают деньги за топливо, которое они поставляют на рынок. В энергетическом секторе Германия возобновляет работу угольных электростанций с интенсивными выбросами, что является «горьким» решением для зеленых, которые являются частью правящей коалиции. Теперь кажется возможным даже расширение использования атомных электростанций, в зависимости от результатов продолжающихся стресс-тестов электросети. Ранее, в мартовской оценке, соответствующие министерства наложили вето на расширение ядерной энергетики. Поэтапный вывод из эксплуатации трех оставшихся атомных электростанций Германии запланирован на конец 2022 года9.0003
В июне, после сокращения объемов Nord Stream, Германия объявила чрезвычайную ситуацию второго уровня (в соответствии с правилами ЕС план действий в чрезвычайных ситуациях Германии для газа состоит из трех этапов). Если политики посчитают, что рыночных мер будет недостаточно для обеспечения поставок этой зимой, страна перейдет к третьему этапу своего чрезвычайного плана, включающего суверенные меры, включая нормирование газа.
Что касается предложения, то доля российского импорта снизилась с 55 процентов в 2021 году до 26 процентов к июню 2022 года, отчасти из-за сокращения поставок со стороны России. Германия принимает различные меры для увеличения поставок из других стран. Например, правительство требует от операторов заполнения арендованных хранилищ до 95 процентов к 1 ноября или рискуете уступить это место правительству. В марте правительство купило 1 млрд кубометров газа и предоставило кредитную линию в размере 15 млрд евро для заполнения неиспользуемых хранилищ. Эти меры увеличили непрямой импорт сжиженного природного газа (СПГ) через Бельгию и Нидерланды. Германия в настоящее время не имеет внутренних мощностей по импорту СПГ, но планирует построить как минимум пять плавучих терминалов для импорта СПГ, а также две постоянные береговые площадки. Однако задача заключается не только в ускорении работы терминалов, но и в сохранении объемов на жестком рынке. Немецкие компании неохотно подписывают долгосрочные сделки, отчасти из-за конфликта целей между неотложными потребностями в газе и долгосрочными планами по поэтапному отказу от ископаемого топлива. Уже подписанные контракты на поставку СПГ являются либо краткосрочными контрактами, либо долгосрочными сделками с гибкими условиями, которые позволяют перенаправлять или отменять поставки за определенную плату. Ожидается, что первые немецкие плавучие импортные терминалы СПГ начнут работу к январю 2023 года, возможно, как раз вовремя, чтобы помочь Германии пережить вторую половину зимы.
Q4: Каковы риски для экономики Германии?
A4: Отключение российского природного газа нанесет ущерб крупнейшей экономике ЕС, но масштаб ущерба неизвестен. По оценкам различных исследований, экономический спад составит от 0,2 до 5 процентов ВВП в 2022 году с более сильными последствиями в 2023 году и меньшими последствиями в последующие годы. Это сопоставимо с сокращением экономики на 5 процентов ВВП из-за пандемии в 2020 году.
Ключевой переменной является нормирование газа. Если домохозяйства и энергетический сектор будут полностью защищены, а все остальные сектора будут отключены в равной степени, экономический эффект будет более серьезным. Дополнительное нормирование поставок в газоемкие отрасли, такие как добыча нерудных полезных ископаемых и химическая промышленность, может смягчить экономические последствия. Однако нормирование газа для отраслей с сильными связями с нисходящими потоками, таких как металлургия, сталь или бумага, может быть рискованным: негативные последствия для других отраслей могут перевесить любые преимущества.
Потеря ВВП может быть сведена к минимуму, если домашние хозяйства и энергетический сектор разделят часть бремени, но это повлечет за собой изменение текущего защищенного статуса домашних хозяйств в Германии. Федеральное министерство экономики и борьбы с изменением климата, которое будет отвечать за нормирование газа, подвергает сомнению основные правила ЕС. По словам министра Роберта Хабека, регулирование предназначено для краткосрочных и региональных перебоев с поставками, а не для текущей ситуации. Хотя домохозяйства останутся частично защищенными, правительство может предложить домохозяйствам понизить температуру этой зимой, чтобы уменьшить ограничения для промышленности. Новые меры по энергосбережению, обнародованные 21 июля, включают запрет на подогрев бассейнов в частных домах в зимнее время. На данный момент министерство не указало, какие секторы будут затронуты в первую очередь в случае нехватки газа.
Германия борется с более высокими затратами на поставки газа и строительство новой инфраструктуры, а также помогает крупной энергетической компании. В настоящее время правительство приобрело 30% акций Uniper, крупнейшего импортера газа, а банк развития KfW расширил свою кредитную линию с 2 до 9 млрд евро. Uniper была вынуждена покупать газ по более высоким ценам, чтобы заменить поставки из России, не имея возможности переложить дополнительные расходы на потребителей. Но теперь Германия планирует ввести «общий механизм, позволяющий всем импортерам газа проходить через 90 процентов от стоимости замещения недостающего российского газа» с 1 октября. Как и спасение немецкой авиакомпании Lufthansa во время пандемии, вливание капитала в Uniper требует внесения поправок в законодательство. Новая статья в законе об энергетической безопасности Германии разрешает спасательные меры для энергетических компаний. Закон об энергетической безопасности существует с 1974 года и используется правительством для улучшения своего инструментария управления кризисными ситуациями. Законопроект был одобрен кабинетом министров 5 июля, принят парламентом в последующие дни и вступил в силу 12 июля9.0003
Бен Кэхилл — старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия.